В Сухой Лог не переехала – просто вернулась из Сочи
В педагогическом коллективе школы №17 в этом году пополнение: учитель начальных классов Ирина Караман приехала работать по программе «Земский учитель». В преддверии профессионального праздника мы встретились с Ириной Викторовной, чтобы подробнее узнать о программе, о жизни педагога до того, как решила стать ее участницей, о том, какое впечатление произвел наш город, легко ли она нашла общий язык с коллегами, детьми и родителями и, конечно, о профессиональных планах.
– Ирина Викторовна, расскажите о программе «Земский учитель», как возникла идея стать ее участницей?
– О программе узнала от коллег в феврале этого года. Зашла в интернет и прочитала, что Сухой Лог (по сути, родной для меня город) входит в число участников программы. В школы №4 и 17 требовались учителя. Я подала документы, анкеты принимались до 15 июня, список прошедших появился на портале 15 июля.
Первый тур не прошла (моей фамилии в списках не оказалось), но буквально в конце июля пришло письмо от организаторов, что в связи с отказом одного из кандидатов я автоматически стала участницей, так как возглавляла список заявившихся, но не прошедших. Спросили, актуально ли для меня это до сих пор. Я подтвердила согласие, и мое участие в программе одобрили.
Созвонилась с директором школы Вадимом Викторовичем Дзюбиным. Он сказал, что действительно нужны педагоги. Затем с ним созвонились организаторы программы. После этого мне дали окончательное добро.
Сюда приехала 24 августа и уже на следующий день вышла на работу.
Программа «Земский учитель» была запущена в январе. В ней участвуют сельские поселения, поселки городского типа и города с населением до 50 тыс., где есть нехватка учителей. Проект получил название по аналогии с уже существующей программой.
Для участников предусматривается денежная выплата (2 млн руб. – на Дальнем Востоке, 1 млн – в остальных регионах) на приобретение жилья (всего под реализацию программы «Земский учитель» в федеральном бюджете заложено порядка 4 млрд руб. – Прим. М.П.). Но за это требуется отработать в школе не менее 5 лет. Если контракт со школой прерывается до их истечения, деньги необходимо вернуть в течение месяца.
– Как отнеслась семья к вашему решению? К тому, что в случае победы потребуется переехать в другой город?
– Нормально. Дети, достаточно взрослые, сказали, чтобы я поступала так, как считаю нужным. Супруг тоже не возражал, потому что я, живя в Сочи, все эти 33 года, не поверите, мечтала вернуться. Мы неоднократно приезжали сюда к родственникам: здесь живут три родные тети по папиной линии, двоюродные сестры, братья, племянники.
Город мужу нравится, но совсем переехать он пока не может, так как в Сочи у него 80-летняя мама, за которой нужен уход. Планируем, что будет приезжать ко мне на каникулы, а потом время покажет.
Мне всё нравится, и я рада, что стала участницей программы. Возможно, если бы Сухого Лога не было в списке городов, не решилась бы ни на участие, ни на переезд. В общем, как говорится, звезды сошлись.
– Почему вы пошли учиться на педагога? Это была мечта или кто-то из родных работал в сфере образования? И почему после школы поступали на учителя математики, а затем «переквалифицировались» в учителя начальных классов?
– Никто из родных и близких в сфере образования не работал. Изначально выбрала педагогику, потому что нравилась профессия учителя, она всегда востребована. Поступила на математика, так как этот предмет достаточно легко давался. Став старше, поняла, что больше нравится работать с начальными классами: 7–10 лет – это самый благодатный
возраст, чтобы чему-то научить, заложить базу.
На повторное поступление в 2012 году меня подвигли еще и учителя школы, где учились мои дети. Они сказали, что у меня хорошо получается ладить с ребятами, что свои дети умные (я с ними много занималась в плане учебы), к тому же школам не хватает учителей. После третьего курса приняли учителем географии, а когда появилась вакансия учителя начальных классов, пошла работать в соответствии с дипломом.
– Есть ли учитель, который для вас по сей день остается примером?
– Пожалуй, моя первая учительница Вера Федоровна Максимова. В 80-е она вела начальные классы в школе №7. Спокойная, тактичная, всегда на позитиве – мы ее обожали! Первый учитель зачастую воспринимается как вторая мама. Значит, он должен быть и строгим, и ласковым, и главное – любить детей, а не просто «работать по специальности». Дети в таком возрасте чувствуют, когда их любят, когда во взаимоотношениях нет фальши. У Веры Федоровны это было. Она заложила во мне стремление к знаниям, любовь к математике, русскому языку и литературе и вообще всё то «разумное, доброе, вечное», что я тоже стараюсь привить своим воспитанникам. До сих пор помню Веру Федоровну и хочу увидеться с ней.
– Как вас принял педколлектив школы №17, родители, дети?
– В коллективе встретили хорошо, просто сейчас в связи с ограничительными мерами мы с коллегами практически не пересекаемся (в разное время начинаются уроки и перемены). Дети приняли так, как положено принимать первоклассникам своего первого учителя. Что касается родителей, это лучше спросить у них. Знаете, чем мне проще? Я не местная. У меня нет предвзятого отношения к детям из-за того, что родители занимают важную должность (бывает, учитель выделяет любимчиков в соответствии с социальным статусом). Для меня все дети в этом плане равны. Разница лишь в уровне их подготовки к школе: примерно треть уже умеют читать, писать и считать, остальные этому только учатся. Моя задача – построить уроки так, чтобы всем было интересно…
А вот мои сочинские коллеги и выпускники (у меня уже был в начальной школе один выпуск) жалеют, что уехала, тем более что я вела еще и географию.
– Кстати о подготовке. Нужно ли готовить ребенка к школе: учить читать, писать, считать?
– Учителю с подготовленными детьми работать легче: они схватывают всё на лету, но педагог должен ориентироваться на большинство, которое как раз всему этому начинает учиться в школе.
В Сочи, к примеру, есть несколько школ, где работают по программам «1–3» и «1–4», и на три года обучения принимаются дети, уже умеющие читать, писать и считать. К окончанию начальной школы уровень их знаний такой же, как у тех, кто учился по программе «1–4».
– Загадывать вперед – дело неблагодарное, и всё же. По условиям программы «Земский учитель» вы обязаны отработать пять лет, чтобы не возвращать полученный миллион. Нынешних ребят вы выпустите через четыре года, а что потом? Будете набирать новый выпуск или отработаете год на подмене и
вернетесь в Сочи?
– Загадывать, действительно, сложно. Но одно могу сказать точно: сделаю всё от меня зависящее, чтобы довести нынешних ребят до выпускного в четвертом классе. Потом планирую набирать новых первоклашек, и уж точно на половине дороги их не брошу. Не тот характер, чтобы бросать начатое. Так что в Сухом Логу я проживу как минимум ближайшие восемь лет…
А вообще хотелось бы и мужа сюда со временем переманить и уже никуда из Сухого Лога не переезжать.
/ досье
Ирина Викторовна Караман родилась в 1977 г. на Украине, в Одесской области.
В 1982-1987 гг. жила в Сухом Логу, окончила начальные классы в школе №7, затем переехала в Сочи.
В 1994 г. поступила в Адыгейский государственный университет на учителя математики, через год по семейным обстоятельствам взяла академический отпуск.
В 2012 году продолжила учебу по специальности «учитель начальных классов», в 2016-м получила диплом.
С 2015-го по 2020 год работала учителем в школе №96 г. Сочи, сначала преподавала географию, затем перешла на начальные классы.
Замужем, трое взрослых детей: сыну 22 года, дочери 20 лет (окончила педагогический колледж), младшему сыну – 17 (учится в колледже).
/ для справки
На федеральном портале «Земский учитель» было размещено 318 вакансий, которые требовались 149 образовательным организациям из 41 муниципалитета Свердловской области.
Откликнулись 715 претендентов, из них 142 – предоставили заявление на участие в конкурсном отборе и пакет документов на бумажном носителе. Из зарегистрированных пакетов 102 были от претендентов, живущих (работающих) в регионах России, 40 – от живущих (работающих) на территории области.