Поиграли в чиновников и создали план развития города

Фото ui.ranepa.ru

В загородном детском образовательном центре «Таватуй» закончился 10-дневный интенсив для старшеклассников по направлению «Комплексное развитие территории». Программа обучения была подготовлена специалистами Уральского института управления – филиала РАНХиГС – и реализована в сотрудничестве с Фондом поддержки талантливых детей и молодежи Свердловской области «Золотое Сечение». Участниками интенсива стали сухоложские старшеклассники. В итоге на свет появился проект стратегии развития города до 2037 года, впервые разработанный детьми.

Этот уникальный интенсив – часть стратегической образовательной программы, которую Уральский институт управления (УИУ) проводит в рамках федерального проекта «Приоритет-2030». Работа со школами Сухого Лога началась еще осенью 2021-го при поддержке главы городского округа Романа Валова, подчеркнувшего тогда: «Нам очень нужны яркие, бойкие и полезные для людей инициативы подростков. Мы готовы поддержать молодежные проекты, направленные на развитие территории, вдохновение и веру в будущее нашего городского округа». И вот в ноябре прошлого года УИУ запустил обучающий курс по организации детской проектной работы для школьных учителей городского округа, которые затем помогли отобрать самые яркие детские команды для дальнейшего обучения правильной «упаковке» идей.

Руководителю образовательного интенсива, директору Центра по работе с абитуриентами и довузовской подготовки УИУ – филиала РАНХиГС – Андрею Сальцеву пришлось решать на Таватуе непростую задачу: как объединить разрозненные детские проекты с разной степенью готовности в единый программный комплекс, который мог бы стать частью стратегии развития городского округа до 2037 года.

– Довольно быстро пришло понимание, что ребятам, во-первых, не хватает знаний, какие технологии сегодня по-настоящему прорывные, во-вторых, как действующие местные власти представляют себе изменение уклада жизни населения при помощи этих прорывных технологий. Мы начали штудировать одновременно документы национальной технологической инициативы, национальные проекты и стратегию развития городского округа Сухой Лог, – рассказывает Сальцев, который выступает главным идеологом образовательной программы. – Оказалось, что представления местных властей о возможностях, которые открывают новые технологии (коммуникационные и цифровые прежде всего), слабо соотносятся с текущей практикой муниципального управления и осознанием перспектив недалекого будущего городского округа. Но сила мышления ребенка в том, что он может мечтать по-настоящему. И мы вместе с администрацией и «Золотым Сечением» сделали на это ставку. Правда, школьников то и дело заносило к стандартным клише: например, они долго не могли понять, как можно еще дополнительно бороться со снегом на городских улицах, если не увеличивать количество снегоуборочных машин. Работа с интернетом и экспертами позволила найти немало принципиально новых решений по целому кругу вопросов – от уборки снега и утилизации дождевой воды до создания передвижных домов-трансформеров. Для того чтобы очистить сознание старшеклассников от стереотипов, вырвать из контекста рутинных рассуждений, преподаватели предложили им написать письмо из 2037 года. Получатели – чиновники времени нынешнего. Для начала следовало вообразить себя в будущем, исходя из полученных ранее знаний о перспективах внедрения новых технологий в жизнь человека, а затем предупредить сегодняшних служащих, какие подводные камни им необходимо учесть в работе для наступления «счастливого завтра». После того как письма в прошлое были написаны, школьники сами превратились в чиновников. Выбрали игрового главу городского округа Сухой Лог, его замов по направлениям и руководителей отделов. Появился даже свой главный архитектор. Когда «мэрия будущего» приступила к работе, недостатка в идеях, спорах и разрисованных страницах флип-чартов никто уже не испытывал: одна только презентация проектов развития ребят растянулась более чем на полчаса.

Интересно, что к ресурсам подростки отнесли сравнительную близость к Екатеринбургу. Так родился проект создания системы «жилищного каршеринга» для екатеринбуржцев, представляющих креативные индустрии и систему интеллектуального фриланса, которые могут творческими группами выезжать в Сухой Лог и его окрестности, чтобы в окружении природной тишины и красоты творить, придумывать, разрабатывать или отдыхать. При этом редакционная планерка на сеновале или форсайт под домашний сыр и пение дроздов отнюдь не отменяют дронов, роботов, компьютерное проектирование, телепортацию и много чего еще. Сухой Лог в представлении выпускников интенсива «Золотого Сечения» – это и город-трансформер, и город-телепорт.

Таким образом, команде юных чиновников удалось гармонично совместить особенности провинциального места (с его природными дивидендами) и новейшие технологии, без которых немыслимо существование человека будущего.

А заключительным этапом разработки новой стратегии развития городского округа Сухой Лог станет совместный детско-взрослый проект, и этот процесс будет закончен уже дома. Необычный проект с нетерпением ждут в администрации городского округа и в общественных объединениях, а также ученые-эксперты УИУ.

/ прямая речь

Людмила КорабельниковаЛюдмила Корабельникова, преподаватель химии и биологии, шк. №7:

– Ездила на интенсив вместе с ребятами как сопровождающий педагог и стажер. Для меня учеба в таком формате тоже нечто новое.

Понравилась организация, интенсив получился уникальным: дети почувствовали, что и от них может зависеть будущее родного города.

Думаю, такие учебы нужны: у детей в результате полученных знаний меняется мировоззрение и мышление. Очень хочется, чтобы хотя бы часть идей, отраженных в детской стратегии развития нашего городского округа, получила воплощение в жизнь – предложения у ребят интересные, вполне реализуемые.

Уверена, некоторым из участников интенсив помог определиться с будущей профессией.

/ мнения

Александр СлеповичевАлександр Слеповичев, «мэр» Сухого Лога, 9 кл., шк. №2

– Понравилась рабочая атмосфера. Обычно в лагерь мы едем отдыхать, а здесь, несмотря на игровую форму происходившего, было ощущение, что мы делаем нечто важное и нужное. Благодаря новым знаниям мы смогли иначе взглянуть на возможности города, в котором живем. Более того, обнаружили массу скрытых резервов. И поняли главное: когда есть идеи, команда энтузиастов и понимание о ресурсах, даже самые фантастические задумки перестают быть таковыми.

 

София ОсееваСофия Осеева, «заместитель мэра» 8 кл., шк. №4:
– Ехала на интенсив с проектом по благоустройству родников в Сухоложье, а в результате моя команда подготовила проект по производству готовых смесей для «огорода на подоконнике». Такое производство особенно актуально сейчас, в свете санкций, и для развития сельского хозяйства на таких территориях, как наша. Благодаря интенсиву я определилась с будущей профессией: планирую поступать в академию госслужбы.

 

 

Матвей КраюхинМатвей Краюхин, «начальник управления образования», 10 кл., гимназия №1:

– Я научился самостоятельно добывать необходимую информацию, чтобы вникнуть в суть проблемы. Думаю, теперь у меня не будет затруднений с предметами, которые раньше казались сложными: физикой и химией. Идеи, предложенные в стратегии развития Сухого Лога до 2037 года, вполне осуществимы. И еще один плюс. Если раньше я рассматривал для поступления только юридический факультет, то после учебы на Таватуе планирую подавать документы и на факультет по государственному и муниципальному управлению. Хотелось бы побывать в центре «Таватуй» еще и по направлению «Наука».

 

Золотое сечение

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: