Побывав в переделках разных… (продолжение)

Михаил Карманов, в 1969-1970 годах рулевой-сигнальщик АПЛ Тихоокеанского флота:

– Служба на кораблях ВМФ с 1967-го стала трехгодичной, и моему призыву на начальном этапе пришлось контактировать со старослужащими, чей возраст превышал мой на два-три года. В учебном отряде подводного плавания (во Владивостоке) наши старшины превосходства особо не демонстрировали, да и непосредственно в экипаже так называемые годки предпочитали не заморачиваться мелочной опекой салаг. Тем более что после сдачи всех зачетов по матчасти корабля, особенно по НБЖ (наставления по борьбе за живучесть), службу мне пришлось нести как в основном экипаже, так и в других экипажах однородных АПЛ, прозванных «раскладушками» за характерную изготовку к стрельбе крылатыми ракетами в надводном положении.

В памяти отложился двухмесячный дальний поход до острова Гуам – главной базы ВМФ США на Тихом океане. Во-первых, непривычным было то, что вышли мы из базы сверхштатным составом: в первом отсеке располагались гражданские специалисты с аппаратурой. Весь поход они вели измерения теплового следа, оставляемого на воде кораблями любого класса.

Ночью прошли Корейским проливом в надводном положении, как предписано международными правилами. Случилось это в мою вахту на мостике рубки за переносным пультом управления вертикальным рулем. По наивности я предполагал,что выпадет удача лицезреть по левому борту японские небоскребы, по правому – Южную Корею. Увы, в кромешной темноте разглядеть ничего не удалось, даже в морской бинокль. Всего-то-навсего увидел отдаленные огни-точки, возможно, рыбацкие шхуны. Ни огромных небоскребов, ни берегов. Командир корабля, стоявший рядом, понимающе воспринял мою растерянность.

…Заданным курсом шли на рабочей глубине, как вдруг корпус корабля содрогнулся от громких звуков. Словно кто-то стучался извне в пустую консервную банку. Из штурманской в центральный пост последовал спокойный доклад:

– Опять Б-52 идут на бомбометание Северного Вьетнама.

Выполнив полностью боевую задачу, легли на обратный курс: домой. Всё бы ничего, но случилась большая неприятность. Из девятого отсека последовал тревожный доклад: «Задыхаемся… ». По кораблю объявили аварийную тревогу, и в девятый отсек устремилась аварийная группа подводников в индивидуальных дыхательных аппаратах. Центральный отсек стал принимать моряков в бессознательном состоянии. Пришлось всплывать и отдраивать люк, чтобы для пострадавших был приток свежего воздуха.

В чем была причина массового отравления личного состава девятого отсека? В разгильдяйстве. На время похода перекуривать разрешалось только в двух гальюнах. Якобы кто-то из нас в гальюне девятого отсека зашвырнул непотушенный окурок в угольный фильтр, который начал тлеть без дыма и запаха.

Пострадавших приводили в чувство ребята вместе с капитаном медицинской службы Климашевским. Не удалось спасти лишь матроса Петю Косенкова – трюмного машиниста, родом с острова Сахалин. Он более других надышался ядовитым угаром.

Вот и не верь после этого в приметы! Перед уходом в автономку мы принимали в отсеках гостей: летчика-космонавта Бориса Волынова (в моей тетради есть его автограф), чемпиона мира по боксу Валерия Попенченко, а также секретаря Приморского комсомола – плохая примета, когда женщина на ко рабле.

Приведу фрагмент из своей публикации – военкора флотской газеты «Боевая вахта»:

«Февраль 1969 года. В море при выполнении учебно-боевой задачи у офицера Силанова воспалился аппендикс, а на корабле ни стационара, ни операционной. Капитан медицинской службы Иван Климашевский решается на операцию, помогал ему старшина 2 статьи Милюченко. Для флотского врача такая операция в сложных морских условиях не впервой: за 1968 год он провел их десять».

Спустя годы в одной из книг о ЧП на флотах СССР была названа причина аварийного затопления отсека АПЛ, которая возвращалась на базу в 1973 году с подводниками соседней подлодки. В опубликованном списке погибших моряков значилось имя капитана медицинской службы И.М. Климашевского.

Из публикации во флотской газете «Боевая вахта»:

«5.09.1970 года. На соседних кораблях служат отец и сын Дорофеевы. Сын – старший лейтенант, штурман, награжденный медалью «За воинскую доблесть», продолжает дела отца – мичмана Ивана Андреевича, только что отметившего 30-летие службы на Краснознаменном Тихоокеанском флоте. В 45-м ветеран флота участвовал в десантных операциях против японской Квантунской армии: награжден орденом
Красной Звезды и медалью Нахимова. А в самом начале Великой Отечественной войны в составе группы советских моряков был откомандирован в США на освоение и доставку домой ленд-лизовских кораблей. «На полученных тральщиках мы в штормовую погоду вышли к родным берегам. Командование флота США рекомендовало переждать непогоду, но, видя, что нас не переубедить, махнуло рукой: мол, в Беринговом в такую погоду ходят только черти да русские», – поделился мичман воспоминаниями о том времени. После войны Дорофеев-старший тралил мины в акватории побережья».

Михаил КАРМАНОВ, член Союза журналистов России

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: