Не забыть никогда

Страница из фотоальбома Людмилы Кеосьян, 1950-е
Фото из архива Людмилы Кеосьян

В 1936 году в Сухом Логу в новом двухэтажном каменном здании (на ул. Кирова, 1) зашумела жизнь первой средней школы. За 85 лет существования она поменяла номер (теперь это шк. №7), подросла на один этаж, приросла мастерскими, спортивным залом и столовой. А главное – воспитала не одно поколение достойных выпускников. У них разные судьбы и адрес проживания, но их объединяют теплые воспоминания о времени, проведенном в стенах школы, и любимых наставниках.
Давайте вместе с выпускниками этого старейшего в Сухом Логу учебного заведения Людмилой Кеосьян (Соколовой) и Бэллой Максимовой (Лейдерман) окунемся в атмосферу школьных лет и накануне Дня учителя поблагодарим наших педагогов за знания и душевное тепло, которыми они щедро делились.

Школу, которая навсегда осталась в моем сердце, нашу, сталинскую, я окончила в 1959 году, более 62 лет назад. Сразу поступила в Уральский политехнический институт, выдержав конкурс 12 человек на место. И всё благодаря прекрасным учителям, которые, окончив вузы, не побоялись уехать в глубинку и учить нас, провинциальных девчонок и мальчишек.

Как забыть школьную дружбу, победы в городских эстафетах, олимпиадах и первую любовь, когда казалось, что это – на всю жизнь… И своих педагогов…

В памяти навсегда осталась первая учительница Ольга Николаевна Болдырева. Прошло 72 года, но я помню, какая она была внешне, хотя не осталось ни одной ее фотографии. Она и сейчас стоит перед глазами: высокая, стройная, темные волосы заправлены в валик, что зрительно еще увеличивало ее рост. И глаза… Они не были большими, но излучали такое тепло!

Помню, как мы шли по улице Победы, провожая Ольгу Николаевну в общежитие, где она жила. Каждому хотелось обратить на себя ее внимание. Мне – тоже. Поэтому я задала учителю каверзный вопрос: «А что такое «блат»?». Она остановилась, удивленно и строго взглянула на меня: «Это плохое слово, Люся. А значит, и знать тебе его не стоит».

Я почувствовала такой стыд за свой, по сути, провокационный вопрос, что готова была провалиться на месте. Резко повернувшись, бросилась бежать куда глаза глядят…

Вскоре у нашей Ольги Николаевны обнаружился туберкулез – ее отстранили от работы с детьми. И она уволилась. Больше мы ее не видели. Как мы плакали! Как не хотели видеть на ее месте никого другого! Всем классом устроили забастовку. Девяти-десятилетние дети организовались и пошли в городской отдел народного образования с просьбой: «Отдайте нам Ольгу Николаевну!». О дальнейшей судьбе любимой учительницы мы так никогда и не узнали.

И пошли, полетели годы. Мы взрослели. Снова влюблялись, но уже в других учителей. Как яркое неожиданное событие появилась в школе Тамара Васильевна Шендрикова. Черные волнистые волосы, живые, выразительные глаза, в которых всегда играла смешинка, румянец во всю щеку, подвижная, веселая, молодая, только окончившая институт в Ижевске. Мальчики в старших классах влюбились почти по-взрослому: не влюбиться в такую красавицу было просто невозможно.

Свой предмет – историю – она обожала до самозабвения. Была требовательной и строгой. На уроках мы писали конспекты, как самые настоящие студенты. Попробуй только не выучи материал – сразу схлопочешь двойку.

Помню, Тамара Васильевна собралась поступать в аспирантуру. Так случилось, что наш классный руководитель – учитель немецкого языка Георгий Иванович Симон – дал мне поручение поднатаскать ее по-немецкому. Отнеслась я к этому серьезно: завела журнал, ставила Тамаре Васильевне оценки. По преимуществу двойки. Да и то сказать: не занималась она немецким вообще: родился первенец Сережка, какая уж тут учеба! Она шутила: «Ох, Людка, нахватаешь ты у меня тоже двоек, я тебе это обещаю!».

Мы подружились с нею: пекли пирожки, разговаривали о жизни. Но поблажек Тамара Васильевна мне не делала: не в ее натуре. Впоследствии при наших встречах она сказала про наш выпуск: «Вы были у меня как вспаханное поле: посей семя – и вырастет прекрасный цветок».

Потом Тамара Васильевна подарит мне, уже окончившей институт, свое фото. На нем она, уже сама повзрослевшая, обнимает своего Сергунчика, счастливо улыбаясь. На обороте надпись: «Моему учителю от ученицы. Люда, терпение и труд всё перетрут». Часто вглядываюсь в ее глаза: Тамара Васильевна для меня живая.

Перед самой смертью, узнав от соседки, что я приехала в Сухой Лог, она сказала ей: «Это была моя любимая ученица». Как мне было приятно слышать эти слова… Назавтра я собралась ее навестить – не успела… В наше время ничего нельзя откладывать, даже на один день.

И еще у меня была одна любовь: Галина Владимировна Секачева – учитель литературы и мой новый классный руководитель. Немногословная, сдержанная в проявлении любых чувств, именно она привила мне любовь к сочинительству, к писательскому труду.

В те годы мы писали сочинения преимущественно на тему: «Мой любимый литературный герой». Только так и не иначе. Однажды Галина Владимировна подозвала  меня к себе: «Почему ты никогда не напишешь, например, о художественных особенностях произведения? Напиши, что ты думаешь о писателе, о его труде, только своими словами. И лучше не заглядывая в учебник. Я хочу посмотреть, как ты мыслишь», – и в ожидании ответа по привычке подняла на меня взгляд, приподняв бровь. Она заинтересовала меня предложением. Наверное, с этого всё и началось.

А как я ждала оценки за свои сочинения! Даже не оценки, а комментарии. Случались такие: «А это искренне?» или «Наверное, поленилась…», но чаще всего: «Молодец. Я довольна тобой». Однажды я написала Галине Владимировне: «Я Вас люблю!». Отдавая проверенное сочинение, она опять подняла бровь. А глаза еле сдерживали улыбку, такую редкую на ее лице…

У меня сохранилась фотография: наш выпуск, и мы – с нею рядом, вместе с мальчишками стоим на заднем плане, на приставных скамейках. Она подошла позднее, когда все уже расселись в ожидании фотографа. Остановилась, видимо, размышляя, куда сесть. А я вдруг неожиданно для себя протянула ей руку. Опять бровь, опять скрытая улыбка в глазах, рука навстречу моей, и вот уже моя любимая Галина Владимировна стоит рядом со мною.

Сейчас увидели свет две моих книги «Реабилитированные» и «Право на крылья» и повесть «Самарины». Кто знает, если бы не Галина Владимировна, могла бы я подвигнуться на такой труд, работая всю жизнь инженером-конструктором?!

Светлая память всем нашим учителям, которых уже нет на этом свете! Спасибо им за науку, как надо жить, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…».

Уверена, что все наши выпускники 1959 года состоялись в этой жизни, с честью прошли через лихие девяностые с благословения учителей и сталинской школы.

От имени всех нас поздравляю школу с 85-летием, всех сегодняшних учителей, учеников и надеюсь, что ее выпускники своими делами прославляют и будут прославлять родные стены.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: