Не имеет аналогов в мире

Ведущий Антон Бутаков возле Т-34 – машины,на которой воевали бойцы УДТК
Кадр из проекта #ЧерныеНожи

Спустя 80 лет с окончания Курской битвы (23 августа 1943 года) продолжаем узнавать, как сохраняется память об Уральском добровольческом танковом корпусе (УДТК), воины которого приняли в сражениях на Огненной дуге боевое крещение.

Не имеет аналогов в мире – так об Уральском добровольческом танковом корпусе с гордостью за земляков отзывается фронтмен 20-серийного проекта #ЧерныеНожи Антон Бутаков

Еще в феврале РИА «Новый день» запустило в интернете первые серии. История «дивизии черных ножей», как прозвали фашисты бесстрашных уральцев, представлена динамично и зримо, в лучших традициях отечественной и мировой журналистики.
У сухоложцев есть повод испытать двойную гордость за #ЧерныеНожи, поскольку руководила им Мария Базунова, в недавнем прошлом (2013–2017 гг.) главный редактор газеты «Знамя Победы». Мы пообщались с Марией Евгеньевной, расспросив основное об этой ее творческой работе.
– Мария Евгеньевна, как родилась идея сделать проект #ЧерныеНожи?
– Тут достаточно всё очевидно: мы знали, что в 2023 году у УДТК юбилей. В пик мобилизации, осенью 2022-го, прилетели в Москву защищать проект, по сути, про самомобилизацию и получили огромную поддержку среди продюсерского совета АНО «Институт развития интернета» (ИРИ), нашего партнера. Они признали, что #ЧерныеНожи надо делать.
– Какую цель и задачи ставили, когда задумывали проект?
– #ЧерныеНожи – это проект для социальных сетей. Цель была рассказать об УДТК в максимально современном формате, короткими сериями. К сожалению (или к счастью), люди сейчас не склонны смотреть большие форматы, тем более в соцсетях. Поэтому в проекте 20 серий, самая длинная из них идет всего 10 минут.
Мы решили, что расскажем о легендарной дивизии как в хронологическом порядке, так и об отдельных аспектах деятельности УДТК – тех, что в меньшей степени на слуху. Например, затронули тему детей УДТК (об этом есть только один документальный фильм с воспоминаниями бывших сынов полка). Другая тема – женщины УДТК. Ролик делали совместно со Свердловским медицинским колледжем, на базе которого действовали курсы подготовки медсестер и санинструкторов для корпуса. Не обошли и тему любви во время Великой Отечественной войны – о браках, заключенных между бойцами УДТК.
– На какую аудиторию рассчитан проект?
– #ЧерныеНожи, безусловно, относится к национальному контенту и рассчитан на широкого зрителя. Но мы хотели рассказать об УДТК в большей степени молодежи, поэтому выбрали такой короткий формат.
В качестве спикеров у нас были молодые историки, рабочие Уралвагонзавода, потомки бойцов корпуса (тоже заводчане), студенты медколледжей, кадеты, байкеры из мотоклуба «Черные ножи», реконструкторы, геймеры, суворовцы. Участвовал даже дирижер военного оркестра – он рассказал про музвзвод при УДТК.
– Представьте команду, которая была задействована в #ЧерныхНожах.
– Команда небольшая: сценарист и продюсер Наталья Чиянова, ведущий Антон Бутаков, оператор Стас Михалько, монтажер Дмитрий Незговоров и я в качестве руководителя.
– Чем занимались непосредственно вы?
– Я отвечала полностью за всё: съемочный процесс, сценарную часть, договоренности и согласования, связанные с местом съемок.
К примеру, чтобы снимать на Уралвагонзаводе, надо было получить согласие на уровне государственной корпорации «Ростех». Чтобы провести съемки в Доме офицеров ЦВО (г. Екатеринбург) – договориться с Центральным военным округом. Чтобы получить в увольнительную суворовца – согласовать это с администрацией училища. Плюс взаимодействовала с нашим московским партнером – Институтом развития интернета.  Мы согласовывали с ним концепцию, сценарии, готовые единицы контента.
– Сколько времени продолжались съемки?
– Сняли проект в достаточно сжатые сроки: начали 30 января – закончили 12 мая. Выложили серии в Сети тоже оперативно: первая вышла 27 февраля, вторая – 11 марта, в день, когда был подписан указ о создании УДТК. А завершили показ нашего проекта 22 июня.
– Где снимали #Черные Ножи?
– География проекта включает три области, где формировался УДТК. Снимали в Нижнем Тагиле (Уралвагонзавод), Екатеринбурге, Верхней Пышме, Перми (Мотовилихинские заводы), Златоусте (оружейная фабрика), Миассе, Дегтярске (в школе, названной в честь УДТК) и Асбесте.
– Что для вас в этом проекте было самым неожиданным?
– Наверное, сама история УДТК. Одно дело, когда ты просто называешь УДТК как устоявшуюся аббревиатуру, другое – когда погружаешься в историю корпуса: имена, цифры, фактуру. До сих пор запускаю некоторые ролики и без слез не могу смотреть. Когда проводишь параллели с сегодняшним днем, по-другому начинает читаться эта история абсолютно бескорыстного подвига.
– Какими встречами и знакомствами запомнились #ЧерныеНожи?
– Мы подружились с военно-историческим клубом «Разведбат» и мотоклубом «Черные ножи», с историческим факультетом УрФУ.
Спасибо нашим консультантам-историкам Марине Войдеславер, Петру Сперанскому, Валерии Лепаловской.
– Как вашу работу восприняли зрители?
– Проект получил большой отклик в соцсетях. На сегодняшний момент его посмотрело более 2,5 млн человек. У проекта хорошая вовлеченность, даже в «Одноклассниках» (там масса лайков и репостов).
– А как вы сами оцениваете #ЧерныеНожи?
– Как руководитель проекта я горжусь им. Нам удалось рассказать об УДТК емко, объективно, красиво, современно. Небанально и душевно.

М.Базунова с А.Бутаковым и байкерами из клуба «Черные ножи»
Фото Марии Базуновой

 

 

 

 

 

 

 

 


P.S. Весь проект #ЧерныеНожи смотрите здесь #ЧерныеНожи

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: