Каждая – профессионал с изюминкой

Коллектив начального звена школы №1, 2004 год
Фото из архива В. Хисматулиной

В октябре 1973 года я переступила порог школы №1 в качестве воспитателя группы продленного дня. 

Особого волнения не испытывала, потому что в педагогическом коллективе были учителя старой восьмилетней школы, где когда-то училась: директор Николай Алексеевич Шавырин вел у нас историю, завуч Валерия Сергеевна Рожкова – французский язык. Слегка опасалась я Валентину Михайловну Ильиных, в которую была влюблена с первого класса и благодаря которой решила стать учителем. Я должна была очень стараться, чтобы не подвести педагога. И это получилось: через месяц мне предложили вести уроки во втором классе. Так я стала полноправным членом большого школьного коллектива, в котором учителя начальных классов выделялись мастерством.

Именно первый учитель играет важную роль в формировании личности ученика, закладывает фундамент жизни маленького человека. Но иногда и педагогу требуется помощь. Моим наставником стала Таисия Кирилловна Чеснокова, отличник народного просвещения. С благодарностью вспоминаю Валентину Владимировну Тельманову, Лидию Тимофеевну Бородину, Людмилу Петровну Поспелову, Валентину Лазаревну Щелконогову. Они щедро делились опытом и раскрывали главную задачу педагога: создать комфортные условия для развития личности ребенка. Помогали овладевать секретами педмастерства открытые уроки и внеклассные мероприятия.

Когда директором образовательного учреждения назначили Агапию Петровну Михалеву, школа превратилась во второй дом по духу, а не по времени нахождения там. Агапия Петровна поощряла творческий подход учителей при проведении нестандартных уроков. Ее главный принцип был: «Не навреди!».

Во всем великолепии показали себя учителя начальных классов. Елена Павловна Бекетова освоила методику развивающего обучения по системе Леонида Занкова. Светлану Викторовну Корешкову направили на курсы для ознакомления с системой развивающего обучения Даниила Эльконина и Василия Давыдова. Уроки-блоки успешно освоила Елена Анатольевна Шишкоедова. На открытых районных уроках гостей было больше, чем учеников. Учиться в то время было интересно всем: детям, педагогам, родителям, которые одобряли новшества.

Я благодарна Агапии Петровне за то, что отпускала в творческие командировки на всесоюзные и областные съезды учителей-новаторов. Единственное условие, которое она
передо мной ставила,  – информировать коллег о том, что узнала.

Не секрет, что дети не особо любят уроки литературы. Когда начала работать по программе «Начальное литературное образование», произошли положительные изменения. На конкурсах чтецов ученики стали занимать призовые места. Мы создали литературный альманах и театральную студию. Связь «учитель-ученик» наладили, а вот родителям было сложно сориентироваться в многообразии способов обучения. Тогда родителей будущих первоклассников стали приглашать на собрания, где директор школы Ирина Александровна Аладина представляла учителей. Педагоги знакомили со своей системой обучения. Это помогало родителям выбрать класс, в котором их ребенку будет комфортно учиться.

Моими коллегами по параллели были выпускницы школы №1, на чей выбор профессии повлияли педагоги. Так, Марина Александровна Пьянкова любила свою первую учительницу Нэлли Георгиевну Кочневу. Для Юлии Анатольевны Печенкиной примером стали Елена Николаевна Гущина и Нина Петровна Новоселова. Светлана Борисовна Сорокина с детства помогала отстающим, научила читать младшего брата. Елена Анатольевна Шишкоедова работала старшей пионервожатой и посещала уроки молодого педагога Светланы Николаевны Чудовой. Каждая из коллег – профессионал с изюминкой. Классы М.А. Пьянковой отличались высокими показателями по математике, С.Б. Сорокиной – по русскому языку. Самая красивая каллиграфия была у учеников Е.А. Шишкоедовой. Воспитанники же Ю.А. Печенкиной славились прекрасными поделками. Походы, экскурсии, поездки – внеклассная работа входила в учебно-воспитательный план без дополнительной оплаты.

Мне повезло: были замечательные классы, родители учеников, коллеги-профессионалы. Думаю, высшая награда для нас – это когда взрослые ученики приводят к первому учителю своих детей.

А теперь вопрос: кто помнит своего первого учителя? – Лес рук. Молодцы! Спасибо вам.

Валентина ХИСМАТУЛИНА, первая учительница сотен ребят

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: