В ритме вальса вокруг новогодней ёлки

Фото st2.depositphotos.com

В 1956-м на экраны страны вышла музыкальная комедия Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Она полюбилась зрителю, став лидером кинопроката (всего в том году на фильм было продано более 48 млн билетов).

С тех пор минуло 65 лет. «Карнавальная ночь» по праву вошла в золотой фонд отечественного кино. Мы и сейчас с удовольствием пересматриваем фильм, погружаясь в волшебную атмосферу Нового года и суматошных приготовлений к нему. Изображенная в «Карнавальной ночи» веселая встреча Нового года не была фантазией Эльдара Рязанова. В 1950 годы и позднее, в 1960-е, подобные коллективные праздничные вечера устраивались по всей стране повсеместно. Новогодняя кутерьма с балами-маскарадами захватила и Сухой Лог. Давайте перенесемся в те времена и вспомним, как это было, перелистав газетный архив и пообщавшись с участниками новогодних действ.

Новый год дружно встречали в клубах бумажной фабрики, СМЗ, завода «Вторцветмет», цементно-шиферного и шамотного заводов.

Чаще районная газета освещала новогодние балы в самом большом городском клубе – у шамотников. Они начинались в восемь-девять вечера и продолжались до пяти утра.

Вокруг нарядной елки под звуки духового оркестра весело кружились пары. В полночь звучали официальные поздравления и объявлялся парад масок и костюмов. Жюри, выделив лучшие, награждало их авторов премиями.

Космическим в прямом и переносном смыслах получился бал в канун 1960 года. В полночь из трехствольной «пушки», смонтированной на сцене, вылетел заряд конфетти, и тут же была запущена в «космос» необычная ракета. В ту волшебную карнавальную ночь аттракционы, игры, викторины увлекли всех, даже самых «серьезных» товарищей.

Ненадолго отвлечемся от газетных публикаций тех лет и предоставим слово участницам балов-маскарадов.

Вера Черданцева:

– Мы любили новогодние вечера в шамотном клубе: там собиралось много народу со всего Сухого Лога – молодежь и те, кто постарше. С 1951 года, когда уже работала стоматологом в поликлинике, я ходила на эти маскарады. Сиденья из середины зала убирали, оставляли только по краям. Во время маскарада многие переодевались в разные костюмы: кто Снегурочкой, кто Дедом Морозом или звездочетом. За лучшие из них давали призы.

А как мы танцевали под баян вальсы, чардаш, тустеп и другие танцы! Без устали! Останавливались разве что послушать поздравление завклубом Дмитрия Ефремова или песню, которую пел кто-нибудь из талантливых девчат и парней, наших же сухоложцев.

Виктория Афанасьева:

– Новогодний праздник в шамотном клубе проводился весело, с размахом. Много было молодежи и людей солидного возраста. Пускали на бал-маскарад по билетам, которые распространяли заранее. Я была на таком празднике дважды: впервые, когда училась в институте курсе на четвертом (билет мне достала мама), и в 1962-м, тогда работала учителем в курьинской школе.

В зале клуба ставили настоящую елку, высокую и разлапистую. Сцена тоже была оформлена. Вечер проводили по сценарию, с Дедом Морозом и Снегурочкой. На сцене выступали самодеятельные артисты и коллективы. Номера показывали новогодние. Они чередовались с танцами и конкурсами.

Невозможно забыть смотр маскарадных костюмов. Какие они были? В основном участники перевоплощались в героев фильмов и мультиков: Буратино, Мальвину, Кота Базилио. Юноши предпочитали становиться мушкетерами со шпагами. К маскарадным костюмам подходили с большой выдумкой. Запомнился костюм Ёлочки. Его придумал мужчина лет тридцати-сорока. Когда начался смотр, он переоделся в белый балахон (с капюшоном), на который были нашиты еловые ветки. На голове красовалась макушка елки. Этот костюм всех удивил, и его автор получил первое место.

Валентина Дружинина:

– С 1951-го по 1955 год мы с подружками ходили в шамотный клуб на бал-маскарад. Заранее доставали билеты. В клуб стремилась попасть молодежь из города, фабричного поселка, из СМЗ – со всех сторон. Мы встречали там знакомых ребят, танцевали с ними. Начинали всегда с вальса, потом был вальс-бостон, па-де-катр, падеспань и другие танцы. Танцевать тогда умели все: и девушки, и парни. Для нас играл духовой оркестр и баян. Оркестром руководил Леонид Сысоев, баянистом был Вениамин Морев.

Массовик занимал нас бесконечно: и стихи читали, и песни пели, и на приз выступали. А призом были пара конфет или что-нибудь символическое. А то пойдем в буфет, возьмем морса, пирожок купим. Потом возвращаемся, и – снова танцевать. С балкона на нас сыпали конфетти и серпантином. Устанем кружиться в танце, уйдем на балкон и оттуда наблюдаем за всеми. Весело!

Помню елку: высокую, до потолка, всегда красиво украшенную шарами, звездами. Были на ней и самодельные игрушки, клеенные из цветной бумаги гирлянды. Игрушки подсвечивались обыкновенными лампочками, которые подвешивали ближе к стволу.

В программе новогоднего вечера у вторметовцев тоже были танцы вокруг елки, концерт художественной самодеятельности и парад карнавальных костюмов. В первые часы 1959 года по итогам костюмированного шествия первый приз (настольные часы) жюри присудило сортировщице алюминиевого цеха Евлампии Самсон за электрифицированный наряд клоуна. Не остались без поощрения и сухоложцы, смастерившие костюмы пастуха, кукурузы, цыганки, волшебницы, звездочета и Деда Мороза.

Устроители бала старались придумать и что-нибудь особенное, чтобы праздник запомнился надолго. Так, под занавес 1958-го гостей встречали Старый год со свитой из двенадцати месяцев. Они торжественно прошлись вокруг елки, Старый год объявил свой прощальный вальс – и пары закружились в танце. В ту новогоднюю ночь всем желающим предлагали испытать удачу у лотерейного колеса и еще у «чудо-автомата». Он был устроен так: опускаешь разменную монету и, если повезет, получаешь целлулоидный портсигар, карандаш, пудру или зубную щетку.

Приехавший в Сухой Лог в декабре 1954-го молодой Александр Эйрих (впоследствии композитор, поэт, почетный гражданин Сухого Лога) дебютировал в клубе как ответственный за музыкальный сценарий новогодней программы. В своей книге воспоминаний «Всё-таки жизнь прекрасна» он в деталях рассказал, как готовил концерт. Отбирал номера и исполнителей – чтецов, вокалистов и танцоров. Предпочтение отдавал заводчанам с «Вторцветмета», но иногда отступал от этого правила. В программу концерта был включен и номер старшеклассника Саши Паклина, талантливо игравшего на баяне (в будущем первого директора Сухоложской детской музыкальной школы). Артисты выступали на фоне заснеженного леса с большим будильником – такими декорациями завклубом Николай Иванютин оформил сцену.

Дебют Эйриха удался – его благодарили многие. А новогодняя ночь продолжалась
поздравлениями друзей, сослуживцев за буфетными столиками и, конечно, танцами под баян и магнитофонные записи.

P.S. Уважаемые читатели, если вам есть что добавить к новогодней мозаике, которую мы старательно сложили, поделитесь. Будем рады и вашим историям о сухоложских балах-маскарадах, и фотографиям. Приносите их в редакцию (ул. Пушкинская, 4) или присылайте по электронной почте znamya-pobedy@inbox.ru.

Фото m.sputnik.abkhazia.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: