Баской фестиваль от баских людей

Незабываемые выступления на крыльце амбара XVIII века под петушиный бэк-вокал

Фестиваль уральского народного костюма «Баской крой – 2022» прошел во второй половине сентября в с. Чусовом Шалинского городского округа. Площадкой фестиваля стала турбаза «Демидовский причал».

Фоном для выступлений и дефиле участников служили потемневшие за века бревна из лиственницы и массивные ворота с коваными деталями. А если учесть еще собаку Машку в будке с одной стороны, тюки сена – с другой и птичий двор на задах, откуда бэк-вокал то и дело включал петух, определенно можно сказать, что это была одна из самых неординарных площадок.

«Вариант» без вариантов

Фольклорный песенно-танцевальный коллектив «Ший Памаш» («Серебряный родник») Марикаршинского сельского клуба Ачитского района
Фото Ирины Гильфаовой

Сам фестиваль, уже второй по счету, проходит в рамках проекта «Мир серебряный мари», реализуемого АНО ИД «Кремлевский стан» при поддержке Фонда президентских грантов. Стержень проекта – фольклорный песенно-танцевальный коллектив «Ший Памаш» («Серебряный родник») из Ачитского района. Самодеятельные артисты из деревни Марийские Карши стали главными звездами финальной части. В костюмах, созданных в рамках проекта, они смотрелись эффектно, под стать своим номерам.

– Задача нашего фестиваля в первую очередь дать возможность людям, которые занимаются сохранением народных традиций, обрядов и костюмов, пообщаться друг с другом, поделиться опытом. Своего рода семинар проходит в первый день, а более зрелищная концертная часть – во второй. Стараемся, чтобы среди зрителей было больше школьников, ведь именно им необходимо передать то, чем занимаются «баские» люди. Конечно, приятно, что это находит отклик и понимание в СМИ, в частности, в газете «Знамя Победы», – говорит организатор фестиваля, директор АНО ИД «Кремлевский стан» Дмитрий Сивков.

Открыли программу мероприятия, задав ему тон и придав красочности и особой атмосферы, профессионалы из театра драмы «Вариант» (Первоуральск). Театральный коллектив становится визитной карточкой фестиваля: участвует второй раз. Ведомые художественным руководителем театра Юрием Крыловым костюмеры и артисты представили опыт по созданию исторических костюмов для спектаклей из серии «Сказание о земле Уральской», а также детских постановок, что особенно приглянулось юным гостям мероприятия – от совсем маленьких до 10–11-классников.

На этой волне проще было выступать другим участникам фестиваля. Для некоторых выступления вообще оказались дебютными. Расскажем о некоторых «баских».

«Шлях-дорожка», «Черный ворон» и вечерка

Супруги Сауляк из Центра казачьей культуры при штабе ОВКО
Фото Ирины Гильфаовой

Задором покорили всех Илья и Анастасия Сауляк из Центра казачьей культуры при штабе Оренбургского войскового казачьего общества (ОВКО). Занимательная лекция с показом казацких костюмов и рассказом об их особенностях закончилась мини-вечеркой с исполнением двух песен («Шлях-дорожка» и лирической «Черный ворон») с танцами.

Анастасии и Илье – по 23 года. Девушка окончила Уральскую государственную консерваторию им. Мусоргского, работает хормейстером в Свердловской государственной детской филармонии, Илья – строитель. Приятно видеть, когда народную культуру продвигают такие молодые и красивые.

– Я работала в казачьем кадетском корпусе и постоянно соприкасалась с этой культурой, чем больше узнавала ее, тем интереснее мне становилось, – делится Анастасия, как они с Ильей пришли в эту тему. – Когда появилась возможность попробовать себя специалистом в Центре казачьей культуры ОВКО, я не раздумывала. Потом Илье стало интересно всё то, чем я занимаюсь,— он стал активно поддерживать меня. Так и идем дружно нога в ногу.

К слову, познакомились они в поисковом отряде «Орленок» прихода Владимирской иконы Божьей Матери на Семи Ключах. Каждый год поисковики выезжают на раскопки к местам боев Великой Отечествен ной вой ны. Познакомились в лагере в 2017-м, а 24 июля этого года сыграли свадьбу.

Вместо нот – знамёна-крюки

Коллектив «Анести» и их знамённый песенник
Фото Ирины Гильфаовой

Заворожила своим звучанием вокальная группа «Анести» (в переводе с греческого «воскресение»). Коллектив создан на базе клиросного хора храма Рождества Иоанна Предтечи русской православной старообрядческой церкви в Шамарах.

– Русское православное общество раскололи в XVII веке, – рассказал участник коллектива Николай Татауров, диакон храма. – В церкви произошло много изменений в догматике, в написании слов в книгах, как следствие, изменились смыслы. Однако старообрядческое православие осталось прежним. Это касается и знамённого пения. Оно сохранило отрешенность и спокойствие, в то время как в духовную музыку новой церкви с нотной грамотой внедрилось эмоциональное исполнение. Поют на церковнославянском языке и исключительно в унисон. На письме музыка изображается не с помощью нотной грамоты, а знамёнами, или крюками. Вот почему знамённое пение также называют крюковым. Эти символы показывают высоту, количество и характер звука. Например, знак «змеица» означает, что нужно извлечь два звука вверх и два вниз.

– Знамённое пение не содержит мажорных или минорных мелодий, поэтому не вызывает чувств, – добавляет Валентина Тепелина, супруга Николая. – Его сопоставляют с иконописью, потому что есть определенный канон и знание, как это поется. Слушать знамённое пение – будто бы смотреть на икону: через образ возвышаться над всем мирским. Оно приносит умиротворение и успокоение, потому что главное, чтобы человек в храме захотел молиться, а не переключаться на эмоции. Слушая это унисонное исполнение, действительно не испытываешь радости или грусти, нет и желания пуститься в пляс или плач. Звучание с переливами и распевами заставляет задуматься о вечном, проникает вглубь души как человека верующего, так и далекого от церкви.

– Некоторым неловко прийти в храм,  даже если испытывают интерес к вере, – объясняет Николай. – А фестиваль – нейтральная территория. Постояли в сторонке и так познакомились с нашей традицией.

В чем-то это совпадает с духом фестиваля «Баской крой»: постояли, посидели люди в сторонке да, глядишь, стали ближе к народной культуре и своим корням.

Дмитрий ЗОЕВ

Фото Ирины Гильфаовой
Организатор фестиваля Дмитрий Сивков выступал и в роли ведущего
Фото Ирины Гильфаовой

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: