В профессии совмещаю любовь к пению и истории

Фото из архива Кристины Елисеевой

В августе 2019 года в Курьинском центре досуга и народного творчества образовалась вокальная студия «БRUSSНИКА». За полтора года участники уже не раз заявляли о себе на конкурсах и фестивалях разного уровня. По случаю Дня работника культуры (25 марта) званым гостем редакции стала художественный руководитель студии Кристина Елисеева.

– Кристина, почему выбрали для себя культурно-массовую работу?

– С детского сада занималась в хореографической студии у Ларисы Быковой, в музыкальной школе на общеэстетическом отделении. В старших классах ходила в вокальную студию «Орфей» при Курьинском ДК к Светлане Пановой. Светлана Александровна для меня – пример во всём, мне хотелось быть на нее похожей. Она, кстати, и посоветовала поступать в колледж.

Когда я сказала родителям, что определюсь с профессией после 9 класса, они восприняли идею скептически. Но видя мое горячее желание поступить именно в колледж искусств, сдались.

Конкурс был три человека на место, я поступила на бюджет. Из 11 студентов до четвертого курса дошли лишь пятеро. Мне учиться нравилось.

– Знаю, что во время учебы вы подрабатывали в профессиональном вокальном коллективе. Чем он отличается от самодеятельного?

– Был такой опыт. Наш учебный хор тесно сотрудничал с фольклорной группой «Солнцеворот», участвовал в их концертах-спектаклях. В 2018 году, когда в Екатеринбурге проходил Чемпионат мира по футболу, мы неделю проработали в составе ансамбля «КрАсота»: играли на Плотинке в народные игры с зарубежными болельщиками. Как будущие культработники принимали участие в Масленичных гуляньях, которые проводились в городах области.

Чем отличается профессиональный коллектив от самодеятельного? В первом люди имеют музыкальное образование и работают за зарплату. А вот дисциплинарных или организационных различий нет: на репетиции в самодеятельный коллектив, как и в профессиональный, тоже нужно ходить регулярно. Что касается музыкального образования, то у самодеятельных артистов его, как правило, либо нет совсем, либо оно начальное. У меня только участницы трио «Мята» имеют начальное музыкальное образование, и мы поем с ними по нотам.

– После колледжа хотелось остаться в Екатеринбурге и работать в столичном коллективе?

– Нет, всегда знала, что вернусь в свой Курьинский центр досуга. Дома культуры на селе – это центр общественной и культурной жизни. Они объединяют жителей, не только выполняют развлекательную роль, но и по праву считаются сердцем села, деревни, поселка. К Дому культуры и его работникам на селе совершенно другое отношение, чем в городе, и атмосфера здесь иная, более душевная…

У меня была возможность трудоустроиться в Уральский народный хор, но такой вариант даже не рассматривала. Приехала домой, и руководитель нашего ДК Анастасия Зубакина приняла на работу с распростертыми объятиями.

– Кристина, расскажите о вокальной студии «БRUSSНИКА» и о проектах, в которых ваши исполнители уже заявили о себе.

– В студии пять фольклорных ансамблей: два детских и три взрослых. Каждый коллектив работает в своем направлении. Объединяет их то, что участники исполняют песни жителей разных регионов России.

Возрастной ансамбль – «Маков цвет». С ними мы поем фольклорные композиции и немного авторских песен.

Трио «Мято» исполняет фольклорные композиции под фонограмму. Пару лет назад стало популярно сочетать русский фольклор с песнями зарубежной эстрады.

С ансамблем «Лада» мы тоже поем народные песни под фонограмму.

Наши детские ансамбли – «Канареечка» и «Крутуха». В студии около 30 участников: взрослых и детей – поровну. В 2019 году состоялась премьера мини-спектаклей «Капустные посиделки» и «Святочные посиделки». К тому моменту мы занимались уже три месяца и показывали зрителям сказку, исполняли произведения русского фольклора, которые успели подготовить. В начале марта провожали Масленицу, а потом началась пандемия, и очные репетиции отменились.

– С кем заниматься труднее – со взрослыми или детьми?

– Легче со взрослыми, так как не нужно постоянно что-то придумывать, чтобы удержать их внимание. С детьми работать сложнее, но интереснее. Каждый урок играем в народные игры, я рассказываю ребятам историю и особенности фольклора жителей той или иной местности нашей страны.

В нашем многонациональном государстве семь локальных традиций. К примеру, уральский фольклор заметно отличается от южного. Если на севере преобладает женское пение в головном регистре, фальцетном (исторически сложилось, что мужское население проводило время на охоте и рыбалке, а женское, занимаясь домашними делами, пело, естественно, высокими голосами), то на юге распространена казачья песня (регион находится рядом с границей, и песня зачастую сопровождается танцем с использованием боевого оружия).

– Почему вы выбрали для своей студии такое направление, как фольклор?

– Это получилось случайно. В «Орфее» я пела эстрадные песни и никакого понятия тогда о фольклоре не имела. В колледже нас научили исполнять народные произведения. Преподаватели были достаточно молодыми, и я полюбила народные песни гораздо больше, чем эстрадные. В них – история страны, традиции народа. Фольклор бездонен и вечен, а эстрада – это приходящее и уходящее… У каждого человека в жизни должна быть опора: нравственные ориентиры, самоидентификация. Фольклор в этом просто незаменим.

– Родители имеют отношение к культуре?

– Мама Лариса Михайловна Павлова работает педагогом-психологом дополнительного образования в новопышминском детском саду и в Филатовской школе-интернате. Она хорошо поет, но на любительском уровне. Несколько раз участвовала в фестивале «Живая радуга», который проходил в Курьях. Папа Виктор Васильевич – монтажник-электрик в Курьинском подразделении ООО «ФОРЭС». В молодости он некоторое время заведовал клубом в Камышловском районе. Неплохо играет на гитаре, синтезаторе, в юности был участником ВИА. Получается, что родители прямого отношения к культуре не имеют, но творческие личности.

– А супруг?

– Женя – коллега папы. У него тоже есть творческие задатки: несколько раз принимал участие в культурно-массовых мероприятиях, которые мы проводили в Центре досуга. Например, в прошлом году – в концерте к Восьмому марта и в двух моих постановках. Мне нравится, что он не стесняется выходить на сцену, с удовольствием выступает в сценках и хорошо декламирует стихи.

– А что-то кроме русской народной песни вы планируете включить в репертуар своей студии?

– Конечно. Буквально перед моим декретом мы стали разучивать песни народов России. Планирую в 2022–2023 годах создать обширную тематическую программу совместно со студией танцев «Крокус». Мы уже начали разу чи вать болгарские, украинские, чувашские песни. Жаль, что сейчас репетиции временно приостановлены (я ушла в декрет, и никто с моими группами не занимается), но надеюсь, что в самое ближайшее время они возобновятся.

– Как проходили занятия с участниками групп во время пандемии?

– В марте-апреле – по видеосвязи, а с мая стали репетировать на улице – благо, почти всё лето стояла хорошая погода. И я рада, что даже в период пандемии мы смогли заявить о себе на конкурсах и фестивалях достаточно серьезного уровня. Участвовали, естественно, не очно, а высылали ролик с выступлением. Так, на всероссийском конкурсе патриотической песни, который проходил недавно в Ленинградской области, трио «Мята» взяло диплом второй степени. Летом этот же коллектив в международном конкурсе «Зарайская слобода» (проводится в Подмосковье) был объявлен дипломантом третьей степени. В декабре прошлого года моя солистка Анель Сорсенбаева стала лауреатом третьей степени в общероссийском детском конкурсе «Зимние переливы» (всего участвовали 142 ребенка). А солистка детской группы Карина Булатова получила звание лауреата второй степени в X Всероссийском конкурсе исполнительского мастерства «Таланты Евразии» (география конкурса была обширной).

– Кристина, вы отработали в профессии полтора года. Не разочаровались? И если бы не стали культработником, то в какой профессии еще могли бы состояться?

– Вообще нисколько не разочаровалась! Наоборот, с каждым днем влюбляюсь в свою работу всё больше, и ни в какой другой себя уже не представляю! В средних классах задумывалась о том, чтобы после школы поступить в пединститут и стать учителем истории: обожала этот предмет. Да и в нашей семье многие женщины занимаются педагогической деятельностью: мама, бабушка, тети… Но получилось даже лучше: в своей профессии я совместила любовь к пению и к истории и могу реализовать свои творческие и педагогические способности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: