Учителя показали образцовую работу

С началом Великой Отечественной войны все 38 школ Сухоложского района были переведены на военное положение. Большинство мужчин, работавших в народном образовании, ушли на фронт. На защиту страны встали и женщины. Оставшиеся на местах учителя продолжали выполнять миссию просветителей, организаторов и воспитателей юного поколения.
Война входила в классы со сводками Информбюро
Летом 41-го в Сухой Лог стали поступать с фронта раненые бойцы, и в школе №1 (ныне №7) оборудовали госпиталь. Учеников приняла семилетняя школа №2 (находилась на месте загса). Многие учебные заведения были переполнены, работали в две, а то и в три смены.
Суровые зимы заставляли пройти неимоверные испытания. Топлива не хватало, и в школах порой стоял такой холод, что в чернильницах замерзали чернила. Учителя и ученики находились в классах в верхней одежде. Для ребят были организованы горячие завтраки. Учебников было недостаточно, часто – один на весь класс, тетрадей не было – писали на обрывках обоев и даже на газетах. А когда и газеты заканчивались, шли на бумажную фабрику и из отходов выбирали обрезки пергамента для изготовления самодельных тетрадок.
«Использованные тетради не выбрасывали, продолжали писать в них между строчек, написанных ранее», – вспоминала учитель истории школы с. Филатовского Евдокия Нохрина.
Многие ребята бросали учебу, так как не в чем было ходить в школу, или тяжело пройти длинное расстояние, или из-за потери отцов-фронтовиков они устраивались на работу. Вопрос о ликвидации детской безнадзорности рассматривали на бюро райкома партии 23 июня 1943года: «…За 1942/43 уч. год выбыло из школ 379 детей, которые не учатся и никуда не уехали».
Постепенно число учащихся выросло: в 1943 году до 8 тысяч, в 1944-м – до 10 тысяч. Несмотря на трудности, учебный процесс не прерывался. По итогам 1941-1942 учебного года переходящее Красное Знамя районо вручили курьинской средней школе (директор Иван Брыляков). Здесь вели сбор бутылок для изготовления гранат с горючей смесью; убирали с полей урожай хлеба и картофеля; дрессировали собак для фронта – помощников санитаров и истребителей танков. А главное – организовали кролиководческую ферму: мясо шло на питание падающим в голодные обмороки учителям и ученикам, шкурки использовали на шитье шапок и рукавиц для красноармейцев.
Однако в январе 1943-го шесть учеников «не было посажено за парту», и переходящее Красное Знамя забрали… Школьники вносили весомый вклад в победу, собирая колосья с полей, лекарственные растения, хвою, клюкву, грибы. За 1942 год они сдали для госпиталей одной только аптечной ромашки почти тонну! Подростки помогали на прополке овощей, окучивании картофеля, даже на сенокосе. Они пахали, сеяли, подвозили корма на фермы, доставляли дрова и воду. Дружные, сплоченные ребячьи команды во главе со старшими товарищами, учителями, выступали с концертами в госпиталях, писали письма под диктовку раненых, читали вслух книги.
Эта большая работа проводилась под руководством директоров, завучей, учителей, которые всю войну были рядом со школьниками, и с их непосредственным участием.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: