Учителя, подарившие частичку себя

Сергей Михеев
Фото из архива Сергея Михеева

В этом году школе №7 исполняется 85 лет. Воспоминаниями об учителях и школьной жизни продолжает делиться выпускник образовательного учреждения, бывший его директор, Государственный советник РФ Сергей Михеев. 

Неподражаемое создание

Учитель русского языка и литературы Галина Сергеевна Маркина воспитывала нас на примере русской литературы.

Она выделялась среди других учителей. Ее суждения не обсуждались, потому что считались истиной. К ученикам относилась строго, уважала каждого.

У Галины Сергеевны была какая- то невообразимая прическа: завитушки в виде небольшого соломенного новообразования, взъерошенная челка. Над прической трудилась вечерами и считала свое творение неподражаемым. Ее костюмы были всегда изысканными, приталенными, светлых тонов. В туфлях на высоченных тонких каблуках она двигалась мелкими шажками: узкая юбка не давала шагать широко.

Все стихи и отрывки из произведений читала наизусть. На ее уроках мы впервые увидели технические средства обучения: письмо Татьяны к Онегину она читала под звуки «Осенней песни» Чайковского.

Это Галина Сергеевна организовала школьный театр. Мы сами мастерили декорации и шили костюмы. В какой-то момент начались жалобы учителей на то, что ради репетиций мы сбегаем с уроков, не учим физику и математику. Подвели мы нашего педагога. Галина Сергеевна сама решительно закрыла театр. Она всё делала один раз. Ни наши слезы, ни наши обиды не могли исправить ситуацию. Мне не хватало этого литературного общения, нашего милого Малого театра.

Что такое хорошо

В конце 1960-х в школу пришли супруги Василевские – Григорий Никифорович и Надежда Сергеевна.

Григорий Никифорович возглавил учебное заведение. Он был спокойным, уравновешенным, дотошным, аккуратным, а мы с братом – подвижными, самостоятельными, альтернативными, поэтому нас нередко приглашали к нему на собеседование. Это были разговоры на тему «что такое хорошо и что такое плохо». После встречи с директором было стыдно делать «плохо», но шалости случались вновь.

При Григории Никифоровиче школа вновь стала средней. Сейчас я представляю, сколько сил было приложено, чтобы повысить ее статус.

Надежда Сергеевна преподавала нам русский язык и литературу, когда замещала заболевшего учителя. Как предметника я узнал ее, когда сам стал работать в школе. Она была удивительным классным руководителем. Для четвероклассников становилась мамой-няней, держала воспитанников под пристальным наблюдением. С родителями детей никогда не вступала в конфликты – действовала убеждением. Особое отношение проявляла к чистоте в кабинете. Ученики мыли его несколько раз в день, на партах не было ни одной почеркушки.

Быстрее, сильнее

Учителя физкультуры Ивана Гурьевича Шендрикова обожала вся школа.

В его глазах была какая-то чертовщинка. Он любил игровые виды спорта, учил нас ходить по азимуту, ставить палатки, проводил турслеты. На районных соревнованиях ругался с судьями, спорил, отстаивая интересы школьной команды.

Учителю физкультуры, мастеру спорта по лыжным гонкам Ирине Павловне Тонковой я благодарен за навыки, которые получил на уроках, распланированных до минуты: выполнение учебной программы – закон! Мы строго по времени наматывали лыжные круги почти до станции Кунара, отрабатывая технику.

Став учителем, узнал Ирину Павловну еще лучше. Отличный педагог, задорная, с доброй шуткой. Она даже ругалась с улыбкой. Очень много для школы делала во время летних каникул, отвечая за ремонт учреждения.

Море энергии

Учитель русского языка и литературы, директор Римма Сергеевна Шаманаева еще одна звездочка школы. В ней было море энергии, желания всё обновлять, улучшать, изменять!

В пятом классе готовил сообщение о русских былинах в изображении художников. С мамой в журнале «Огонек» искали репродукции Васнецова и приклеивали их к выступлению. На уроке Римма Сергеевна разместила на доске большие репродукции картин Васнецова, и вместе с ней мы совершили путешествие в былинный мир. Понимаю, что сообщение было по-детски наивно, но я гордился, что выступал вместе с учителем.

В свое время Римма Сергеевна возглавляла школьную пионерскую организацию имени Зои Космодемьянской. Пионерская дружина наладила связь с мамой Зои и Шуры Космодемьянских, с ветеранами Великой Отечественной войны, вела большую поисковую работу, собирала макулатуру и металлолом.

Не успел…

С учителем математики Галиной Максимовной Томилиной мы познакомились в пятом классе. Она поручила подготовить реферат про математика Магницкого.

Я нашел в библиотеке нужный материал, вместе с мамой подготовил выступление. Очень волновался, когда излагал перед классом свои первые научные изыскания. Зато сколько было радости, когда Галина Максимовна похвалила меня.

Как классный руководитель она требовала с учащихся неукоснительного выполнения обязанностей: не терпела опозданий, девчонкам запрещала подкрашивать ресницы и брови.

Галина Максимовна рекомендовала меня в ряды КПСС. Уже работая в Москве, я часто мысленно разговаривал с ней. Всё хотел позвонить, зайти в гости. Но не успел…

Дружба до конца

В сентябре 1970 года к нам в класс после окончания Свердловского пединститута пришла учитель русского языка и литературы Елена Сергеевна Гончарова.

Мы встретили ее с интересом и подвергли испытанию. Начитавшись статей М.А. Антоновича, Д.И. Писарева, либерального критика П.В. Анненкова, изучив работу А.И. Герцена, мы превратили уроки по «Отцам и детям» Тургенева в диспуты. Эмоционально доказывали свою точку зрения. В диспуты вылилось и изучение поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Молодой специалист, уверенный, что всё знает, всё может, со всем справится, – растерялся.

В один из вечеров к нам в квартиру постучали. Мама была в командировке. Когда открыли двери, увидели на пороге Елену Сергеевну. До сих пор помню, как она стоит у окна, плачет и смотрит в темный вечер…

После этого многое изменилось: относиться друг к другу мы стали бережнее. Споры на уроках остались – они много дали нам в интеллектуальном плане. С интересом посещали факультативы, где дополнительно изучали Маяковского, Цветаеву, Ахматову, Рождественского.

После выпускного мы приходили к Елене Сергеевне в гости, писали письма из армии. Дружба с учителем у моего брата продолжалась еще 35 лет, до конца ее жизни.

На одном дыхании

Стелла Ивановна Кеосьян преподавала французский язык.

Уроки проходили на одном дыхании. Она стремилась понять каждого и прийти на помощь. Стелла Ивановна также отвечала за хор и художественную самодеятельность. А как она пела! У нее был сильный красивый голос оперной певицы. На смотрах-конкурсах мы неизменно побеждали. При поступлении в госуниверситет я на отлично сдал экзамен по иностранному языку.

Уроки труда вел Леонид Сергеевич Печенкин.

Спокойный, уравновешенный, тактичный, терпеливый. Он научил нас правильно организовывать трудовой процесс, владеть молотком, стамеской, лобзиком. На его уроках впервые встали за сверлильный, фрезерный и токарный станки. Мы чинили парты, вставляли стекла, красили стены, сажали деревья около школы. А главное – Леонид Сергеевич научил нас уважать труд людей.

Мои школьные годы – это содружество детей, учителей и родителей. Как быстро и счастливо они пробежали…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: