Разговоры о важном

В новом учебном году во всех школах страны каждый понедельник начинается с занятия «Разговоры о важном». Основные темы касаются ключевых аспектов жизни человека в современной России

Проект организован Министерством просвещения РФ. В апреле этого года его глава Сергей Кравцов предложил сделать уроки истории обязательными уже с первого класса. Идея несколько трансформировалась: был разработан абсолютно новый цикл внеурочных занятий, который получил название «Разговоры о важном».

На этих встречах педагога с учениками нет оценок и домашних заданий. Само название предполагает форму беседы или дискуссии. Наставник вовлекает детей в обсуждение. Выражаясь словами Владимира Маяковского, диалог должен помочь детям понять, что такое хорошо и что такое плохо.

Основная цель курса – воспитательная работа по нравственному развитию подрастающего поколения. Тематика занятий подобрана так, чтобы обсудить как можно больше общечеловеческих вопросов. Программы курса разработаны в зависимости от возраста детей.

Актуализируем темы

Оксана Кузьмина, советник руководителя по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, учитель русского языка и литературы, школа №4, с. Курьи:

– Каждая учебная неделя начинается с общешкольной линейки, знамённая группа выносит флаг Российской Федерации, звучит гимн России. Мы напоминаем ребятам о важных исторических событиях, происходивших в стране, рассказываем об отличившихся учениках школы, которые, например, получили знаки ГТО или успешно выступили на соревнованиях.

Темы, которые предложены для бесед в рамках программы, мы обсуждали с ребятами и в прошлые годы. Но раньше каждый учитель сам искал материал, а сейчас очень удобно: разработаны программа и уроки, есть рекомендации, видеоматериал. Задача учителя – вызвать у ребенка эмоции, желание высказаться, порассуждать.

Поначалу многие ученики были насторожены – сейчас раскрепостились.

Темы «Разговоров о важном» стараемся затрагивать и на своих предметных уроках.

Лидия Белоусова, учитель русского языка и литературы, гимназия №1:

– Сейчас на беседы с детьми и у учителей, и у родителей остается не так уж много времени. Поэтому считаю, что нововведения кстати. Предлагаемые для обсуждения темы весьма актуальны. Любая из них может стать темой сочинения. Как учитель русского языка, я на каждом занятии «Разговоров о важном» стараюсь провести и образовательную линию. Например, по теме «Наша страна – Россия» мы смотрели видеоролик, где прозвучали строки из стихотворения Николая Некрасова «Поэт и гражданин»: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». На уроках литературы по творчеству Некрасова мы уже детально разобрали это произведение. Человек может красиво и долго признаваться в любви к Отчизне, но главное, он делом должен подтвердить свою преданность и привязанность. Это было актуально и во времена Николая Некрасова, и сегодня.

Дети уже привыкают к занятиям в форме обсуждения. Иногда мы так увлекаемся, что не хватает времени обсудить тему до конца.

Марина Николина, учитель истории и обществознания, школа №10, с. Новопышминское:

– На линейках информируем школьников о Днях воинской славы, о предстоящих событиях в стране, селе, школе, о ребятах, отличившихся за прошлую неделю.

Кроме рекомендаций, которые прописаны в программе, я использую и свои материалы. Так, когда говорили о юбилее Константина Циолковского, принесла из дома буклеты, книги, плакаты об этом ученом. В свое время я была в Калуге в музее космонавтики и не могла не поделиться впечатлениями. В ответ на вопрос, почему современные дети не мечтают стать космонавтами, услышала мнение, что многие хотели бы побывать в космосе, но в качестве туристов. Чтобы стать космонавтом, нужно иметь отменное здоровье и глубокие знания. Знания у ребят есть, но современные дети меньше стараются запоминать, полагаясь на помощника – интернет.

На уроке, посвященном Дню учителя, говорили о сельских ветеранах — педагогах. Вспомнили ушедших из жизни Виталия Филипповича Жигалова и Юрия Ивановича Толмачева.

Расширяем кругозор

Софья Завиславская, 10 кл., школа №4, с. Курьи:

– На занятиях узнаём много нового, расширяем кругозор. Мне запомнился урок про Константина Циолковского. Это был выдающийся человек. Кроме него мы вспомнили об изобретателе радио Александре Попове, о первом русском ученом-естествоиспытателе мирового значения, энциклопедисте, химике и физике, художнике, историке, поэте и писателе Михаиле Ломоносове.

А тема о Дне пожилых людей продолжилась дома. Я сделала открытку, родители подготовили свои подарки, и мы все вместе поздравили наших бабушек и дедушек.

В нашем классе 12 учеников, возможность высказаться есть у каждого. Мое мнение по предложенным для разговора темам всегда совпадает с точкой зрения учителя Жанны Владимировны Ельшиной.

Хорошо, что появились такие уроки. Мы учимся высказываться, доказывать свое мнение. Думаю, это пригодится, когда будем учиться в профессиональных учреждениях.

Анастасия Камаева, 11 кл., школа №10, с. Новопышминское:

– В этот понедельник, 10 октября, мы говорили о важном семейном празднике – Дне отца, который будет отмечаться 16 октября. В День матери, который проходит в последнее воскресенье ноября, мы чествуем мам, а вот про праздник пап узнала впервые. Мой папа работает на заводе, у меня с ним доверительные отношения. Готовлю ему к празднику сюрприз – на это есть неделя.

На уроке речь шла не только о роли мужчин в семье, затронули также тему сегодняшней мобилизации. У моих знакомых в военной операции участвуют близкие родственники. Им нужна наша поддержка.

После школы хочу получить специальность учителя-логопеда и работать в детском саду. Думаю, что «Разговоры о важном» можно вести и в подготовительных группах, доносить до дошкольников важные темы в игровой форме.

Дмитрий Ваврищук, 10 кл., гимназия №1:

– Мне курс нравится, темы интересные. Например, сегодня я узнал, что в ближайшие выходные отмечается День отца. В нашей семье трое детей, я старший.  В папин день мы устроим ему праздник – уже есть идеи.

Сегодня гимназия подключилась к акции: мы написали письма участникам специальной операции – нашим защитникам, в которых благодарим их, гордимся ими, желаем им здоровья, сил, удачи и скорейшего возвращения домой.

В пятом классе учится моя младшая сестра. На внеклассных занятиях у нас одни темы, но разная информация, в зависимости от возраста. Обычно с ней мы обсуждаем, что узнали нового на «Разговорах о важном». Кстати, иногда им рассказывают то, о чем я не знаю.

Информацию по этому проекту Министерство просвещения РФ сделало доступной для любого желающего, в том числе для родителей.
Ознакомиться с основными темами и помесячным календарным планом можно по ссылке razgovor.edsoo.ru.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: