Просветитель, романтик и лирик

Фото из архива вечерней школы

В любые времена в обществе находятся подвижники – те, кто самоотверженно трудится на своем поприще и увлекает делом жизни современников. Кипучая созидательная энергия таких людей, их душевная щедрость вызывают безмерное уважение. О них хочется рассказывать много и обстоятельно.
Как раз такая яркая личность – Глафира Иванова (1921-2006), заслуженный учитель РСФСР и почетный гражданин Сухого Лога. Приближается ее вековой юбилей (17 апреля). Достойный повод, чтобы вспомнить о добрых делах этого учителя русского языка и литературы, депутата городского Совета, лектора общества «Знание», руководителя клуба «Современница», внештатного корреспондента «Знамёнки» начиная с конца 1950 х.

Предоставляем слово знавшим Глафиру Павловну сухоложцам – коллегам, ученику и «современнице».

Нина Новоселова:

– Для меня Глафира Павловна по жизни оставалась наставником и другом. Когда и как я познакомилась с ней? В 1960-м меня, выпускницу Смоленского пединститута, направили в Сухой Лог, в филиал вечерней школы – на фабрику. Перед началом учебного года я пришла на учительскую конференцию. На всякий случай захватила с собой кроссвордик: думала таким образом занять себя. И тут слово взяла незнакомая женщина. Она говорила с нами, молодыми учителями, начинавшими педагогический путь, зажигательно и образно, и я вся обратилась в слух. Это была инспектор районо Глафира Павловна Иванова.

Спустя четыре месяца она приехала ко мне на уроки русского языка и литературы и после деликатно объяснила как методист, какие недочеты нужно исправить. Пригласила и на свой урок литературы по поэме Маяковского «Хорошо» в школу №1 (теперь шк. №7). И там я услышала, как можно читать стихи, от которых в классе стоит звенящая тишина (и это не фигура речи!). Я как будто прилипла к стулу и замерла, боясь шелохнуться. Сижу и думаю: «Вот это мастер слова!». Дальше Глафира Павловна раздала вопросы по рядам, и начался разговор. Как хорошо ребята говорили! У них были глубокие знания, речевые навыки, свое видение Маяковского. Для меня тот урок был открытием.

Через два года мы с Глафирой Павловной стали коллегами в вечёрке (вечерней школе. – Прим. О.Н.). Первое, что она сделала на правах руководителя школьного объединения учителей русского языка и литературы, – предложила вести бюллетень. Мы читали литературные журналы «Юность», «Октябрь», «Новый мир» и другие. Выбирали яркие новинки и готовили по ним отзывы, которые размещали на стенде в коридоре. Коллеги и наши ученики знакомились с ними, а потом брали у нас и сами журналы. В методическом плане Глафира Павловна была, без преувеличения, профессор. Она умело выстраивала уроки и помогала нам понять, как это сделать.

Часто коллективом школы мы выезжали в свердловские театры или приглашали театральных артистов к нам. И вот однажды перед спектаклем на сцену вышел актер и объявил, что он ученик Глафиры Павловны и занимался у нее в драмкружке в Невьянске (Иванова учительствовала там в 1940-х – начале 1950-х. – Прим. О.Н.). А потом окончил театральный институт. Это было приятно слышать.

Всю жизнь Глафира Павловна вела дневник. Однажды она прочитала мне запись двухдневной давности. Там не было хронологии – только размышления, вопросы к себе, детальки о детях. Огромное духовное наследие она оставила потомкам.

От себя добавим, что родные Глафиры Павловны бережно хранят ее архивы: наградные документы, почетные грамоты, дневниковые записи, газетные публикации, тетради со сценариями вечеров «Современницы», фотографии. Мы убедились в этом при подготовке материала, когда погружались в мир нашей героини.

Михаил Качусов:

– Прекрасно помню наше общение с Глафирой Павловной. Когда в 1974-м я писал на филфаке в УрГУ диплом на тему «Изучение творчества Есенина в 10 классе: система уроков и внеклассных мероприятий», она вместе с другими учителями из Сухого Лога помогала советами и рекомендациями. Откуда бы иначе я, студент, взял опыт, как лучше построить урок.

Потом мы встречались с Глафирой Павловной уже по учительской работе. Окончив вуз, я вернулся в Сухой Лог и стал преподавать русский язык и литературу в школе №1. У меня тогда был девятый класс. По программе изучали «Войну и мир» Льва Толстого. Произведение сложное,большое, и я не совсем понимал, как его лучше дать. Обратился к Глафире Павловне с вопросами, и она показала на своих таблицах сюжет романа, главные идеи, замысел писателя. Представляете себе, в такой форме у нее была разработана целая система уроков литературы.

Тамара Ященко:

– В 1980-е мы создали при городском отделе образования школу молодого педагога, и Глафира Павловна участвовала в ее работе: выступала с лекциями, делилась методикой проведения уроков. У нее был огромный опыт работы по части использования графических схем на уроках литературы. Со своими методическими разработками она неоднократно выступала в областном институте усовершенствования учителей в Свердловске. А я как заведующая методкабинетом в гороно обобщила их, и мы типографским способом издали альбом. Учителя приходили и изучали его. Помню таблицу, в которой обобщались тема и проблематика ранних рассказов Максима Горького. В центре другой была система образов в драме Александра Островского «Гроза». Табличный материал хорошо усваивался, и учителя благодарно отзывались о схемах Глафиры Ивановой.

Глафира Павловна осталась в памяти светлым человеком. Ей были свойственны строгость и душевность. На ум невольно приходят строки Николая Заболоцкого: Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил… Глафира Павловна была творец. Она не просто творила свой мир, но и со всей широтой души делилась знаниями и открытиями с другими людьми.

Геннадий Севастьянов:

– Я учился в вечерней школе в выпускном, одиннадцатом, классе. Глафира Павловна вела у нас русский язык и литературу. Ее уроки отличались от обычных школьных с учетом того, что мы были взрослее школьников. Они всегда проходили на одном дыхании: Глафира Павловна интересно рассказывала, читала стихи, с легкостью цитировала классиков.

Любовь Иванова:

– С конца 1970-х я начала бывать на заседаниях женского клуба «Современница», там и познакомилась с Глафирой Павловной. Мы заслушивались ее выступлениями о писателях и поэтах – столько в них было лиризма, что они трогали за душу. Невозможно забыть и конкурсы, которые Глафира Павловна устраивала для нас с вопросами по литературе, русскому языку, из других областей знания. А завершались встречи всегда танцами и песнями – там мы тоже заряжались положительными эмоциями. С тех пор я до того полюбила «Современницу», что продолжаю там бывать и сейчас.

 

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: