Поэтическое имя и свободный стих

Сергей Петров раскрывает замысел картины
Фото из архива городского музея

С большим уважением к творчеству Ксении Некрасовой (1912–1958 гг.) открыли ее юбилейный год в Сухом Логу и Богдановиче

Однажды судьба свела поэта Некрасову с художником Фальком, в результате общения родился ее живописный портрет и многочисленные рисунки. Их репродукции сейчас можно посмотреть в Сухоложском историко-краеведческом музее на выставке «Ксения Некрасова глазами Роберта Фалька». Под впечатлением от творчества Некрасовой и картин Фалька написал живописную композицию художник Сергей Петров. Она экспонируется в выставочном зале музея вместе с иллюстрациями к некрасовским стихам, которые выполнили юные сухоложцы.

– Первое знакомство с Ксенией Некрасовой произошло у меня в Богдановиче в Литературном музее Степана Щипачева, – рассказал Сергей Игоревич на презентации своей картины. – Создатель музея Антонина Хлыстикова подарила книжечку стихов Некрасовой. Честно скажу: с ее поэзией я знаком не был. Начал читать и удивился: интересные образы и стих, поначалу непонятный и сложный. Когда познакомился с биографией Некрасовой, ее величина открылась еще больше.

Уралец по рождению, поэт Степан Щипачев, знавший о бытовой неустроенности, скитальчестве Ксении Некрасовой, протянул ей руку помощи: приютил у себя в Москве в Лаврушинском переулке, пока не выхлопотал проживание в Доме творчества в Переделкине. Щипачев же подготовил к печати первую книжку своей землячки «Ночь на баштане», увидевшую свет в 1955 году.

Переплетению судеб двух поэтов с уральской земли рады сотрудники Литературного музея Степана Щипачева в Богдановиче. По случаю 110-летия Ксении Некрасовой они принимали у себя друзей и гостей. Пригласили, чтобы перелистать страницы биографии, почитать стихи и подвести итоги онлайн-конкурса чтецов «Золушка русской поэзии» (так Некрасову назвал один из современников) среди детей в возрасте 3–17 лет. Помимо богдановичцев конкурс привлек соседей – сухоложцев, камышловцев – и тех, кого отделяют от Урала тысячи километров: жителей Ростовской области и Самары. От Сухого Лога выступали дошкольники из детского сада №39 «Цветик-семицветик» Александра Петухова, Анастасия Карсакова и Семен Вилесов. Анастасии присудили первое место, а трехлетнему Семену – третье.

– Дети могли вживую читать стихи. Это так важно в условиях сложной эпидобстановки, когда им практически негде реализовать способности, проявить себя, – объяснила воспитатель сухоложских дошколят Инна Олимова, когда мы спросили, чем привлек конкурс.

К слову, и в Сухом Логу детвора разного возраста – школьники и детсадовцы – декламировала стихи Некрасовой на празднике, устроенном городским музеем в честь ее юбилея.

При жизни поэтессу печатали скупо: не всем литературным критикам и редакторам импонировал ее часто свободный от рифм стих. Сама же Ксения была твердо убеждена, что «нельзя поместить огромные пространства и человеческие страсти, действующие на этих пространствах, в «европейские рамочки» рифм».

Сейчас же, в XXI веке, с творческим наследием Некрасовой любителей поэзии знакомят несколько ее сборников. Один из лучших – «На нашем белом свете» (2002) – составлен профессором УрФУ Леонидом Быковым. В нем Леонид Петрович вместе со стихами Некрасовой собрал воспоминания ее современников и стихотворные посвящения ей.

Наконец-то появилась на свет и биография Ксении Некрасовой. Ее автор – писатель Владимир Сутырин, тоже уралец. Досконально изучив жизненный путь Некрасовой, часто окружавшей себя тайной и вымыслом, Владимир Алексеевич выяснил, что будущая поэтесса в детстве жила в с. Ирбитские Вершины (теперь п. Алтынай), но родилась она в другом месте. Установить документально, где именно, не удалось. Сутырин утверждает, что в Ирбито-Вершины годовалую Ксению в 1913 году привез приемный отец Александр Некрасов, псаломщик Христорождественской церкви, сам уроженец с. Грязновского. Возможно, Некрасов взял девочку из приюта, находившегося в его родном селе.

В 2019-м журналистское задание привело нас в УрФУ на лекцию Леонида Быкова о Ксении Некрасовой, на которой он, как истинный художник слова, создал выразительный и драматичный образ поэтессы, бесприютной по жизни, но поющей гимны земле и ее обитателям. Вот крохотный пассаж из той лекции: «Как много в стихах Некрасовой неба, птиц, цветов, земного простора! Она радуется босоногой роще, весне, тоненькой и ломкой, шелковой воде, утренним лицам людей, идущих на работу».

/ цитата

«…Некрасова писала свободным стихом, как его еще называют, верлибром, без рифм, без строгого размера, и потому он мог показаться рыхлым, раздерганным. Но это не так. В ее строчках особая, неповторимая музыка, и изображение она умеет доводить почти до скульптурной зримости».

Степан ЩИПАЧЕВ, «Мраморная чаша» // «Литературная Россия». 1979. 19 октября

/ факт

Впервые стихи Ксении Некрасовой, еще студентки Литературного института, опубликовали в 1937 году в журнале «Октябрь».

Призер конкурса чтецов Семен Вилесов с директором Литературного музея С. Щипачева Ксенией Крутаковой
Фото Ольги Насташенко
Анастасия Карсакова читает стихи землячки
Кадр vk.com/telekanalbogdanovich

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: