О чем говорят предприниматели

Участники круглого стола
Фото Татьяны Ложкиной

Встречи в редакции стали уже традицией. На днях мы организовали круглый стол с предпринимателями. Обсудили состояние бизнеса после пандемии коронавируса и многочисленных санкций, дефицит кадров, работу онлайн, господдержку и перспективы предпринимательства в Сухом Логу.

Нашими собеседниками  стали предприниматели, представляющие разные сферы бизнеса:

Николай ПЕТРОВ, общественное питание,

Андрей СУХАНОВ, транспортная компания, производство прохладительных напитков,

Елена КОВБАСНЮК, общественное и детское школьное питание,

Владимир ВОЗЖЕНИКОВ, транспортная компания, торговля строительными материалами,

Андрей СЫРОМЯТНИКОВ, транспортная компания,

Людмила КОСЫХ, управление многоквартирными домами,

Тамара ЛОГАЧЕВА, розничная продажа промышленных товаров, услуги пошива,

Ольга ЛИХАЧЕВА, онлайн-торговля, работа с маркетплейсами,

К разговору присоединилась
Людмила АБРАМОВА, первый заместитель Главы городского округа Сухой Лог.

– Первый вопрос для всех. Как вам удалось выжить после двух пандемийных лет и обрушившихся затем санкций?

А. Суханов:

– Предпринимательство – это изначально серьезная ответственность и риск. Люди, далекие от бизнеса, считают, что предприниматели делают деньги из воздуха. На самом деле, это работа 365 дней в году в режиме 24х7. Ты и директор, и юрист, и отдел кадров, и сантехник. Необходимо понимать все процессы, касающиеся сферы, иначе не выжить.

От всех пандемийных ограничений предприниматель страдает первым. У него нет стабильного финансирования, как у бюджетников, нет серьезных капиталов, как у крупных промышленных предприятий. Все трудности приходится преодолевать самостоятельно: принимать решения, выплачивать зарплаты сотрудникам, перестраиваться, искать новые возможности доходов.

Н. Петров:

– Сильнее всего пандемия коснулась сферы услуг. Все помнят, как закрывались кафе, парикмахерские, кинотеатры, как ограничивали количество посетителей.

По оборотам мы упали на 50%, потеряли половину персонала, увеличили доставку, ужимались в расходах, старались сохранить коллектив. Предприниматель – живучий организм, способный подстраиваться под реалии.

В. Возжеников:

– Сложно было еще из-за того, что чуть не каждый день менялись ограничения: нас то закрывали полностью, то разрешали запускать по несколько покупателей, запрещали обслуживать без масок, требовали использовать средства дезинфекции. Несоблюдение санитарных норм грозило серьезными штрафами.

– Пандемия потребовала много дополнительных затрат на обеспечение санитарной безопасности. Людмила Павловна, это коснулось и управляющей компании: вы были вынуждены оказывать допуслуги, например, дезинфицировать подъезды.

Л. Косых:

Наша деятельность лицензирована, что возлагает на нас ряд обязанностей. Мы должны предоставлять услуги ЖКХ в любых условиях, независимо от пандемии, кризисов, санкций.

Нас, конечно, не закрывали, но отпечаток пандемия дала. Пришлось проводить перераспределение статей расходов, ведь дезинфекция не была заложена в минимальный перечень услуг и тем более не учтена в тарифе. Существенно увеличился объем коммунальных услуг. Многие были на дистанте – возросло потребление воды, участились канализационные засоры. Жильцы стали требовательнее относиться к качеству предоставляемых услуг, контролировать работу дворников, уборщиц. Больше стало обращений, жалоб.

– Сказалась ли пандемия грузовых перевозках?

А. Сыромятников:

– Мы не стали исключением. В нашей сфере существенно упали ставки, как следствие, снизились доходы. Старались искать новых заказчиков и, главное, сохранить коллектив. Надо было перестраиваться, работать по-новому.

– Работать по-новому заставили и санкции. Кого из вас они больше коснулись?

В. Возжеников:

– Если взять строительные материалы, заметно уменьшился ассортимент. Многие товары зарубежного производства: замки, выключатели, розетки – исчезли со складов. И покупатели, предпочитающие какую-то определенную линейку товаров, вынуждены искать замену.

– Тамара Семеновна, у вас в магазине тоже было много импорта: текстиль, фурнитура, нитки. Российский производитель не может похвастаться большим выбором в этом направлении.

Т. Логачева:

– В бизнесе я уже 27 лет, пережили много разных испытаний. Этот год кажется особенно сложным, но его надо выстоять. Под натиском пандемии и санкций самым важным было сохранить коллектив. У нас есть сотрудники, которые работали более 10 лет, есть, кто пришел недавно – всех постарались сохранить. В кризисных условиях необходимо, чтобы команда была сильная, стабильная. Это опора, которая дает возможность преодолевать трудности.

Санкции остро прочувствовали примерно год назад. Сейчас поставки из Турции стабилизировались, продолжаем работать. Вообще считаю, у кого серьезный подход к бизнесу, тот справится с самыми сложными испытаниями.

– На этом фоне активно развивается новая отрасль: онлайн-услуги, интернет-продажи, доставка. И сейчас мы дадим слово Ольге Николаевне, которая участвует в нашем круглом столе онлайн.

О. Лихачева:

– Мой бизнес начался сравнительно недавно, летом прошлого года. Могу сказать, что пандемия сыграла в плюс онлайн-торговли. Кто вовремя сумел переориентировать свой бизнес, тот только выиграл. Когда люди не могут выходить из дома или не хотят тратить время на поход по магазинам, интернет-продажи становятся востребованными.

Санкции ударили по маркетплейсам, поскольку расчеты за товары, поступающие из Китая, Казахстана, Киргизии, производятся в евро. Было время, когда продажи приостановились, но сейчас всё возвращается в свое русло.

– Кто-то еще из присутствующих продвигает онлайн-услуги или планирует этим заниматься?

Н. Петров:

– С самого начала продвигали себя в социальных сетях. Сегодня 50% заказов идет онлайн. Соцсети выбрали из-за их доступности. Создание, раскрутка, обслуживание сайта обходится гораздо дороже.

Л. Косых:

– Для нашей сферы сайт – обязательное условие получения лицензии. Он работает наряду со всеми соцсетями, где граждане активно задают вопросы, жалуются на проблемы. Можно направлять обращения через систему ГИС ЖКХ. Есть также личный кабинет в программе онлайн-биллинг. Сейчас осваиваем телеграмм-канал.

Востребованным оказался сервис по передаче показаний приборов учета в электронном виде.

– Как отразился рост цен на вашем бизнесе? Пришлось ли отказаться от определенного вида товаров из-за их подорожания?

А. Суханов:

– Если рассматривать рынок стройматериалов, здесь спрос высокий и закуп проводить приходится по любым ценам.

Прайсы удивляют непредсказуемостью. Например, стоимость листа OSB (ориентированно-стружечная плита) в пандемийный год поднималась до 2400 руб., а сейчас он стоит чуть больше тысячи рублей. Два российских производителя, которые из-за санкций лишились зарубежного рынка, вынуждены снижать цены на продукцию. Они могут себе такое позволить, так как изначально закладывали в продукцию высокую маржинальность, до 100 %. Мы с маржинальностью в 10 % так играть с ценами не можем и нередко вынуждены продавать товары с минимальной наценкой.

Л. Косых:

– Стоимость материалов растет, МРОТ увеличивается. Соответственно, повышаются и наши расходы на запчасти, стройматериалы, заработные платы сотрудникам. При этом тариф за услуги ЖКХ остается прежним. Минимальный перечень услуг мы должны оказать при любых условиях. Приходится что-то перераспределять, отказываться от некоторых планов, проектов.

Е. Кобаснюк:

– С ростом цен мы тоже столкнулись, сложно уложиться в бюджеты, выделенные на школьное питание.

Пандемия вообще не прошла мимо нас: пять-шесть месяцев школы были закрыты. Услуга по организации питания не оказывалась, но необходимо было сохранить 70 сотрудников. Усилия приложили максимальные, и всё получилось.

Этот учебный год тоже стал сложным: из-за карантинных мероприятий закрывались классы, объем работ то снижался, то увеличивался. Впереди летние каникулы, когда коллектив занят наполовину – перевожу сотрудников на другие работы.

Пандемия открывает новые возможности: появились мастер-классы для детей и взрослых, выпуск сладкой продукции. Будем развиваться, есть куда расти.

– Буквально от каждого из вас прозвучала мысль о сохранении коллективов, что «мы стараемся, мы такие молодцы… ». Есть ли дефицит кадров на рынке труда?

Е. Ковбаснюк:

– В нашем деле важна стабильность. За каждым объектом стоит команда профессионалов, и ее необходимо сохранить.

В. Возжеников:

– Раньше работников готовили профтехучилища, студенты приходили на практику и оставались. Сейчас они как будто где-то растворяются. Водителя погрузчика на склад мы искали год, предлагая достойную зарплату и соцпакет. Менеджера по продажам найти еще сложнее.

Н. Петров:

– Пекарей нет. Не знаю, сколько им надо платить: три-четыре тысячи за смену… Приходят. День-два стажировки, и слышу: «Ой, тяжело, ой, не нравится».

Мы действительно стараемся сохранить коллективы, и дело не в том, что мы такие хорошие. Коллектив – это твое вложение сил, средств и времени. С каждым из сотрудников много лет работаешь, учишь, ставишь цели и добиваешься их. Когда встает выбор: потерять самому финансово или сохранить команду – понимаешь, что новую команду надо будет снова учить, тащить, проходить все круги ада. Для предпринимателя потеря топ-менеджера, который управляет коллективом из 30–50 человек, – трагедия, не один седой волос, не одна бессонная ночь. Поэтому мы сохраняли людей. Чтобы жило дело, которому отдано много лет

– Кто-то из вас вошел в число пострадавших от пандемии сфер, получил господдержку?

Л. Косых:

– Управляющая компания получала субсидию от министерства ЖКХ на приобретение дезинфицирующих средств. Это порядка 300 тыс. рублей.

А. Суханов:

– Мы воспользовались мерами поддержки пострадавших отраслей. Получили миллион рублей за то, что не сокращали работников на протяжении года. Еще одна выплата в размере МРОТа полагалась на каждого из сотрудников.

Н. Петров:

– Мы не подошли по ОКВЭДам. Общепит в моем бизнесе не значился основным – мы и пролетели. С этим столкнулись многие. Потом все-таки доказали, что занимаемся общественным питанием, и помощь от государства удалось получить.

– Рада за вас. Наше СМИ из-за муниципальной формы собственности не вошло в число пострадавших сфер. Но давайте будем завершать наш разговор. Порассуждаем про будущее, перспективы развития бизнеса в городском округе.

А. Суханов:

– Город развивается и растет. Условия могут меняться, но человек и тем более предприниматель приспосабливается и стремится создать вокруг себя стабильную обстановку. Будем процветать вместе с городом.

Е. Ковбаснюк:

– Трудности делают нас сильнее. Несмотря на сложности обстановка для развития в Сухом Логу комфортная. Есть понимание со стороны городских властей, деловые отношения с надзорными органами. СМИ тоже готовы с нами сотрудничать, продвигать интересные проекты.

О. Лихачева:

– В Сухом Логу есть перспективы и незанятые ниши. Например, доставка продуктов из магазинов. Спрос есть, и, если изучить рынок, можно найти новые возможности для бизнеса.

А. Сыромятников

– Кто не желает играть по новым правилам, тому приходится сложно. Хочешь быть конкурентоспособным, надо уметь быстро реагировать и меняться.

Л. Косых:

– Развитие у нас напрямую связано с собственниками жилых помещений. На примере активных жильцов, которые смогли договориться на собраниях собственников и благо устроили свои дворы, отремонтировали тротуары, мы показываем, что изменения возможны при достаточной активности и неравнодушии.

Т. Логачева:

– Перспективы всегда есть. Мы будем продолжать радовать горожан качественными товарами. Это не первый и не последний кризис. Будем работать, как работали в родном городе, для наших земляков. Сдаваться мы не собираемся.

Я поняла, что сегодня здесь собрались неравнодушные предприниматели, которые ратуют за развитие городского округа, готовы противостоять трудностям и нести ответственность за сотрудников, которые откликаются на просьбы о помощи и ведут социально ориентированный бизнес.

Спасибо за беседу.

Разговор о бизнесе продолжается полтора часа
Фото Татьяны Ложкиной

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: