Дистант – испытание на профессионализм

Наталья Крылова ведет урок литературы дистанционно...
Фото Маргариты Пиджаковой

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – за два последних года они стали для нас привычным делом. И всё равно каждый раз, когда школьников переводят на дистант, родители не перестают возмущаться: «Да сколько можно!», «Дистант – это не учеба!», «Сначала бы всех компьютерами обеспечили, а уж потом вводили дистанционное образование!» и так далее. 

Понять родителей, переживающих за детей, можно: трудностей действительно хватает. В непростых условиях во время дистанта оказываются и учителя.

Показать и рассказать, как проходит учебный процесс в режиме онлайн, а заодно и прокомментировать некоторые из родительских претензий нам согласилась преподаватель русского языка и литературы школы №7 Наталья Крылова.

– Очередной период дистанционного образования подходит к завершению. С 2 февраля учащиеся вторых-восьмых классов находились на дистанте, девятые, десятые и одиннадцатые классы учились очно, – пояснила Наталья Владимировна. – Я преподаю в разных параллелях, поэтому каждый день у меня четко распланирован.

Три раза в неделю прихожу в школу в первую смену и веду уроки очно. Продолжительность урока – 40 минут, каждый класс в соответствии с эпидтребованиями занимается в своем кабинете.

Уроки второй смены для шестых и восьмого классов провожу дистанционно из дома. Условия для этого у меня есть.

Если перерыв между последним уроком первой смены и первым уроком второй небольшой, тогда остаюсь в школе и веду уроки по скайпу из кабинета информатики. Кстати, за два года у нас увеличилось число кабинетов, оснащенных техникой и связью для работы в онлайн-формате.

В шесть-семь вечера, после окончания занятий, проверяю домашнее задание и готовлюсь к следующему дню. Рабочий день завершается, как правило, около полуночи, впрочем, на подготовку к урокам в онлайн-формате времени уходит меньше.

Дистант – вынужденная и временная мера, но если ее не использовать, то на волне коронавируса дети будут постоянно уходить на больничный и пропускать занятия.

/ цифры
4396 (2-8 кл.) с 2 по 16 февраля учились с применением ДОТ.
950 (9-11 кл.) обучались очно. сухоложских школьников старшеклассников

В условиях онлайна учителя прилагают все силы и опыт, чтобы дать детям знания. Могу сказать, что восхищена нашими возрастными педагогами, которые успешно освоили проведение уроков в непривычном для них формате.

С другой стороны, все эти электронные образовательные платформы помогают при объяснении новой темы и в освоении материала. Например, я использую их разнообразие, когда даю домашнее задание: либо в рабочей тетради Skysmart, либо с сайта «Российской электронной школы», либо с сервиса «Якласс». При их выполнении ученик включает голову, а не списывает готовые ответы из ГДЗ, как иногда это случается при выполнении задания из учебника.

Кроме того, даже в формате онлайн мы, учителя, стараемся строить уроки так, чтобы они включали в себя разные виды деятельности. Чтобы дети не сидели все 40 минут, уставившись в компьютер, я использую видеопрезентации, конспектирование, самостоятельное чтение в учебнике, выполнение упражнений. Содержание онлайн-уроков контролирует администрация школы. Могут это сделать и родители.

/ родительский чат

«Ребенок учится в пятом классе, компьютером владеет не очень хорошо, а уроки учителя проводят на разных платформах: Zoom, Skype, WhatsApp, «Сферум», электронный дневник. И ребенок вынужден прыгать с платформы на платформу, то подключиться может не сразу, то связь плохая, то звук. Что он усвоит за время дистанта, даже боюсь представить».

– Действительно, сейчас создано несколько образовательных площадок, и детям, а порою и родителям, может быть сложно в них ориентироваться.

В школе №7 принято решение всем педагогам работать с одной площадки: Skype. Ребята за два года привыкли и работают даже на дистанте достаточно активно. Случаются проблемы со связью, но их гораздо меньше, чем два года назад, когда только начали применять дистанционные технологии.

«У ребенка уроки с первой смены, он при мне подключается к Skype, начинает готовиться к уроку, а как только я ухожу на работу, благополучно ложится спать. Хотя учитель думает, что он присутствует на уроке».

– Реально присутствовать на уроке или делать вид – выбор каждого ученика. Некоторые и при очном формате прогуливают или безучастно сидят в классе. Я присутствие учеников на уроке постоянно проверяю: задаю вопросы, прошу прочитать задание, объяснить его выполнение. Когда дети отправляют мне домашнее задание, обязательно смотрю наличие классной работы. Хочу отметить, что большинство детей добросовестно относятся и к учебе, и к выполнению домашних заданий. Бывает, я только закончу урок, а дети уже отправляют выполненное домашнее задание.

«Проблема с отправкой домашних заданий: не всегда получается прикрепить их к тому мессенджеру, который требует учитель. Отправляем поздно вечером, когда приходим с работы, а некоторые учителя не принимают домашние задания после 10 вечера».

– Учителя тоже люди, у них есть личная жизнь, они хотят хотя бы шесть часов в сутки отдыхать… Но профессионал всегда войдет в положение, поймет трудности детей и родителей.

Я лояльно отношусь к тому, когда домашнее задание отправлено вне графика. Ситуации бывают разные: в семье может быть двое-трое учеников, и на всех – один компьютер.

В нашей школе установка: принимать домашние задания во всех мессенджерах, которые доступны ребенку. Главное, чтобы было выполнено.

«Дистанционное образование не дает качества. О каких результатах на экзаменах может идти речь, если дети уже два года периодически учатся на дистанте?»

– Я переживала, как сдадут ЕГЭ одиннадцатиклассники, которые выпускались в прошлом году. Сначала из-за ремонта школьной столовой мы скитались по разным учебным заведениям, а потом и вовсе вышли на дистант. Но переживания оказались напрасными: ребята показали хорошие результаты на госэкзамене. Значит, мы вместе хорошо потрудились: учителя проявили профессионализм, а дети – прилежание и настойчивость.

Мы все понимаем, что дистанционное образование не может заменить очного, при котором есть живое общение, энергетика. На дистанте сложно и детям, и педагогам, но мы в помощи никому не отказываем. И если ребенок не поймет какой-то темы, мы обязательно ее разберем, позанимаемся дополнительно.

Преодолевать трудности необходимо вместе, и не надо забывать, что здоровье детей тоже важно!

/ для справки
Для реализации образовательного процесса с применением ДОТ

  • 210 педагогов используют смартфоны,
  • 225 педагогов используют личный ноутбук (планшет),
  • 88 педагогам технику предоставили образовательные учреждения,
  • 46 педагогов используют компьютеры в кабинетах информатики.

Большинство школьников учатся на дистанте при помощи собственных электронных устройств.

  • 166 учащимся технические средства предоставила школа.
  • 26 планшетов выдано из резерва управления образования.
...и очно – урок русского языка в 11 классе
Фото Маргариты Пиджаковой

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: