Чему не учат в колледжах и вузах?
Екатерина Морозова, 27 лет, инженер ООО «СЛК Цемент»:
– Мне повезло с тем, что сразу после учебы (стройфак УрФУ окончила в 2015-м) начала работать по специальности – сначала в небольшой частной проектно-строительной организации в Екатеринбурге, где проходила практику, а год назад устроилась на завод.
Чему не учат в вузе? Принимать решения, а весь производственный процесс как раз и состоит из их цепочки. Мало иметь теоретическую базу, надо уметь ее применять. Правильное решение зависит не столько от знаний, сколько от местных условий, особенностей текущего процесса. И всё это необходимо видеть в комплексе, понимать задачу свою и других участников процесса, потому что в конечном итоге мы выполняем общее дело.
Настоящее удовольствие от своей работы стала получать относительно недавно, когда усвоила всю технологическую цепочку, научилась видеть конечный результат и осознавать свой вклад.
А еще, мне кажется, после школы ребята до конца не осознают, что скоро им нужно будет работать и проявлять себя профессионалами. Они привыкли учиться (сначала 11 лет в школе, потом шесть – в вузе). Некоторые, получив образование и придя работать в соответствии с дипломом, понимают, что это совсем не то, чем они хотели бы заниматься. В 25 лет человек гораздо больше профессионально ориентирован, чем в восемнадцать.
Дмитрий Гвоздев, 25 лет, мастер службы технического сервиса ремонтной службы ОАО «Сухоложский огнеупорный завод»:
– Шесть лет назад я окончил Екатеринбургский автомобильный дорожный колледж и устроился на завод слесарем. В 2018-м заочно поступил в Уральский горный университет, в прошлом году меня назначили на нынешнюю должность.
В колледже нас готовили как специалистов по автомобильному транспорту, в то время как на заводе имею дело с технологическим оборудованием.
Считаю, если работник хочет состояться как профессионал, он должен начинать с самой первой ступени. В колледжах и вузах внушают, что с получением диплома выпускник будет востребован на рынке труда. На деле сталкиваемся с другой ситуацией. Хорошо, если человек ее правильно воспринимает – начинает строить карьеру с малого. Тогда со временем он действительно станет квалифицированным специалистом.
– Реальность такова, что, если человек стремится к профессиональному росту, ему необходимо постоянно развиваться и самосовершенствоваться. Знаний, которые дают в вузе, на всю жизнь не хватит, и об этом студентам в вузах не говорят, – добавляет главный механик Олег Проханов, начальник ремонтной службы предприятия. – В институтах и колледжах ребят, как правило, настраивают на личный результат, а на производстве главное – уметь работать в команде.
В 2019 году в связи с созданием при главном механике службы технического сервиса возникла необходимость в высококлассных специалистах – решено было искать их среди своих кадров. По предложению коллег на должность мастера службы выбрали Дмитрия. Несмотря на молодой возраст и еще небольшой опыт работы на предприятии, он ответственно относится с профессиональным обязанностям, готов учиться и развиваться. А эти качества руководство приветствует в первую очередь.