Часто снятся уроки и комсомольские собрания

Сергей Михеев
Фото из архива Сергея Михеева

Школа в моей памяти – это светлые классы, испачканная мелом доска, потерянный где-то дневник, первая влюбленность, щедрые душой, умные, добрые и строгие учителя, пионерские сборы и комсомольские собрания…

С 1966-го по 1994 год моя судьба была тесно связана со школой №7. Хотел написать «неразрывно», но было время, когда служил в армии, работал токарем на заводе, учителем истории в верхнедубровской школе. Но то, что школа №7 – это моя школа – неоспоримо. Даже сейчас, когда судьба на гребне революций конца ХХ столетия вовлекла меня в гущу событий Новой России, говорю, что школа №7 – моя.

Постоянно интересуюсь всем происходящим в ней. Невидимо, в меру сил помогаю в некоторых вопросах. Мне часто снятся сны, что веду уроки, школьные сборы, торжественные линейки, как «выбиваю» компьютеры, наглядные пособия, спортивный инвентарь.

Моя школа – это прежде всего мои учителя. Римма Семеновна Дворникова – классный руководитель, учитель физики от Бога. Предмет знала отлично, на уроках было много практических работ. Если была уверена, что ученик может заниматься по физике хорошо, всё для этого делала: оставалась на дополнительные занятия, помогала ребенку поверить в свои силы.

На уроках говорила тихим голосом. Иногда проскальзывал насмешливый тон, но не преступающий грань, обижающую ученика. У нас создавалось впечатление, что она живет в школе. Утром – встречала нас, вечером – кружки, факультативы. Вместе с нами была на всех вечерах, турнирах. Знала наши горести и радости, дни рождения, родителей, семейную обстановку. Жила с нами одной жизнью.

Запомнился поход по Челябинской области. Около 100 км пешком, ночевка в палатках, пища, приготовленная на костре. Наш «профессор» Сергей Коковин взял с собой аккумулятор. Эту тяжесть он носил в рюкзаке, зато ночью свет в палатке притягивал к нам гостей. Затем был районный турслет. Мы заняли второе место. Девочки ревели и были уверены, что нас засудили.

В моей педагогической деятельности я в мыслях часто обращался к Римме Семеновне, равнялся на нее, думал, как поступила бы она в той или иной ситуации. Моя супруга Татьяна Михеева (Малинина) – одноклассница, сейчас учитель русского языка и литературы, но в ее манере поведения в школе часто слышу нотки Риммы Семеновны.

Еще один учитель с большой буквы – Нина Архиповна Бунькова, преподававшая французский язык. Тонкий психолог и дипломат. Помню, в девятом классе у меня выходила тройка за четверть по французскому. Мы стали дополнительно заниматься. Свободных кабинетов не было, пришлось в коридоре, облокотившись на подоконник.

Особенно меня поразили ее доброжелательность и уважение, когда мы с Татьяной пришли работать в школу №7. К нам, бывшим ученикам, а теперь уже учителям, Нина Архиповна обращалась по имени-отчеству. Была всё понимающим человеком, незаменимым завучем, методистом, наставником. В 1985 году меня назначили-выбрали директором школы. Это было сложное время перестройки, разрушения идеологий. Нина Архиповна всегда приходила на помощь.

С братом Алексеем мы были гуманитариями. С приходом в школьную жизнь Надежды Степановны Друговой математика превратилась для нас в предмет искусства. Она преподавала ее живо, интересно, эмоционально. Добивалась, чтобы мы понимали, а не заучивали формулы и теоремы. Мы ждали на ее уроках новых открытий, и они свершались. В 1985 году Надежда Степановна, в то время заведующая городским отделом народного образования, представляла меня коллективу школы в качестве директора. Каждый день работы в этой должности я стремился оправдать доверие, ее и коллектива.

Когда наши дети в старших классах не могли решить пример по алгебре или задачу по геометрии, мы с супругой приходили им на помощь. Они всегда удивлялись, почему мы до сих пор помним то, что изучали столько лет назад. Это школа Надежды Степановны.

Хотел бы повиниться перед этим учителем. Накануне выпускного экзамена по геометрии вместо того, чтобы учить билеты, мы с друзьями отправились на рыбалку… Не помню, что поймали, но то, что плавал перед комиссией, запомнилось. Помню удивленные и расстроенные глаза Надежды Степановны и свою первую тройку на экзамене. Стыдно, что огорчил педагога. Выбор моей профессии определили семья и школьные годы. Мама привила любовь к книге, исторической литературе, мировой, русской и советской культуре. С учителем истории Ниной Николаевной Насибулиной мы совершали  путешествия в Древнюю Грецию и Рим, открывали новые земли, строили храмы и писали картины в эпоху Возрождения. После фильма «Доживем до понедельника» захотелось быть похожим на учителя истории Мельникова. Я благодарен судьбе за то, что столько лет работал учителем. Спасибо тебе,
ШКОЛА!

Сергей МИХЕЕВ,
государственный советник РФ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: