«Биму» – полвека
В 1971 году повесть Гавриила Троепольского «Белый Бим – черное ухо» впервые была напечатана в журнале «Наш современник». Вскоре она вышла в свет отдельной книгой. Читательская аудитория значительно расширилась, и «Бим» приобрел невиданный успех.
Прошло полвека, но воздействие книги на душу читателя не ослабевает.
Автор обращается к читателям так: «Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми. Может, потому я и пишу о судьбе собаки…».
Но только ли о собаке это произведение? Или еще о тех, кто равнодушен к людям, и уж тем более – к собакам…
В 1975 году Троепольский был удостоен Государственной премии СССР за повесть «Белый Бим – черное ухо». Из всех премий особенно значима для писателя была награда от библиотеки для слепых итальянского города Монца.
В 1977-м Станислав Ростоцкий снял по книге одноименный двухсерийный фильм, который стал победителем многих кинофестивалей. Главного героя сыграл неподражаемый Вячеслав Тихонов. Лирическая киноповесть номинировалась на премию «Оскар», но… жюри не оценило ее достоинств. Кстати, фильм о собаке «Хатико: самый верный друг» с Ричардом Гиром тоже не получил «Оскара». Такая вот судьба этих кинолент, совсем не худших с точки зрения рядовых зрителей.
Мне удалось посмотреть удивительный по эмоциональному накалу фильм «Белый Бим – черное ухо», когда он только вышел на широкий экран. Было это осенью 1977-го в Свердловске. Нам с подружками было по 17–18 лет, втроем мы отправились в кинотеатр «Совкино» на премьеру.
За весь киносеанс мы не проронили ни слова, но как только после показа вышли на улицу, не могли сдержаться и дали волю слезам. Потрясение – вот что мы тогда испытали! Думаю, кто впервые в тот день увидел эту картину, тоже был глубоко взволнован: зрители молча выходили из зала, не переговариваясь, у женщин были красными глаза.
С той поры этот фильм не раз показывали по ТВ, но я не могу смотреть его полностью. Избегаю эпизоды, где жалость к судьбе животного переполняет душу. Боюсь не выдержать и снова расплакаться. Как тогда, в юности…