«Урал» – достояние Среднего Урала
Наверняка у каждого мужчины найдется хоть одна история, связанная с мотоциклом «Урал». А может, и не только у мужчин. Мотоцикл «Урал» стал лидером в голосовании прошлого года на звание «Достояние Среднего Урала».
С 1 августа по 1 декабря 2024 года за почетное звание «Достояние Среднего Урала» боролось 15 номинантов. В лидеры вышел легендарный мотоцикл, выпускаемый на Ирбитском мотоциклетном заводе. Об уникальности и истории «Урала» мы побеседовали с руководителем сухоложского байкерского клуба «Dogs riders» Алексеем Тихомировым.
– Алексей, знаете ли вы историю создания мотоцикла «Урал»?
– Конечно! Бывал на экскурсии на Ирбитском заводе, читал в специализированных журналах. «Урал» – аналог немецкого BMW, модели тяжелого мотоцикла R71, что был разработан и выпускался в 1938-41 годах. Он был принят на вооружение вермахта. Когда в конце 30-х перед Красной армией встала необходимость оснащать подразделения разведки и связи мотоциклетным транспортом, Минобороны СССР решило наладить производство именно тяжелых мотоциклов.
Говорят, что разрабатывать собственные оригинальные модели тогда уже было некогда, и в Швеции тайно купили пять мотоциклов R71. В 1941 году в Москве вышел опытный образец, прообраз «Урала», – М-72. Собирали его на базе велосипедного завода «Дукс». Мотоцикл представили на одобрение Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами СССР Иосифу Сталину, и он дал согласие на массовое изготовление.
Ввиду быстрого прорыва немцев к Москве мотозавод, который начал выпускать новые мотоциклы, пришлось экстренно эвакуировать. Предприятие разместили в уральском городе Ирбите, из-за отсутствия свободных производственных помещений в цехах пивного завода. В 1942-м завод отправил на фронт первую партию мотоциклов, а всего за годы войны предоставил Красной армии около 10 тысяч экземпляров.
Кстати, в музее Ирбитского мотозавода стоит тот самый BMW R71, с которого всё началось. Видел лично.
– А вас что связывает с этим легендарным мотоциклом?
– У моего отца был «Урал». Впервые он посадил меня на него в мои 14 лет (было это в садах Зауралья) и дал задание доехать до родственников, это метров 100 с поворотами. В итоге я не вписался в поворот и забурил мотоцикл в малинник. Отец много ругался, а мне было смешно, и в то же время я гордился своей первой, пусть и неудавшейся поездкой.
Мы разбирали с ним «Урал» по гаечкам, чинили. Батя учил: «Если есть «тяма», сможешь и без технического образования любую технику собрать-разобрать». Я помогал и одновременно учился. Так и вырос на неподдельном интересе к мототехнике.
Собственный «Урал» у меня появился в 1995 году. Пришел после армии, и «на дембель» родители подарили старенький Урал 1969 года, с коляской.
По умолчанию «Урал» всегда шел с коляской, и даже если ребята снимали ее, чтобы покататься как настоящие байкеры, то такая модернизация могла вызвать вопросы у сотрудников ГАИ. Так как в инструкции к мотоциклу было написано: «Эксплуатация только с коляской», за езду без нее могли оштрафовать. Считалось, что ездить без коляски на таком мотоцикле опасно. Позже, в двухтысячных, стали выпускать модели «Уралов», предназначенные для одиночной езды: «Вояж», «Волк», «Ретро», «Соло».
Со своим первым мотоциклом я попрощался в 2005 году: продал хорошему человеку, который тоже увлекался именно «Уралами».
ФАКТЫ
Свыше 158 тысяч свердловчан приняли участие в голосовании за присвоение статуса «Достояние Среднего Урала 2024».
Пятерка лидеров:
▶ мотоцикл «Урал» – 23 413 голосов,
▶ музейный комплекс УГМК – 22 423 голоса,
▶ природный парк «Оленьи ручьи» – 16 423 голоса,
▶ сказы П. П. Бажова – 15 332 голоса,
▶ Свердловский областной госпиталь для ветеранов войн – 14 099 голосов.